Как в Древней Руси: реконструктор Павел Сапожников — об одной из площадок фестиваля «Времена и эпохи»

На площадке «Ремесленный посад» посетители могут собрать мозаику из смальты, увидеть уникальный резной стол и познакомиться с бытом Древней Руси.

До 16 июня 2019 года в столице проходит международный фестиваль «Времена и эпохи». В Москве открыты 40 площадок, посвященных разным историческим периодам. На Тверском бульваре возле дома 19 появился дворец богатого паши, у стен которого идет бойкая торговля специями. Все как в Османской империи XVI–XVII веков.

На площадке «Великий шелковый путь» (Тверской бульвар, дом 2) развернулись экспозиции «Арабский халифат», «Византия» и «Хазарский каганат и Русь». Какой была Москва при Иване Грозном, посетители фестиваля узнают на площадке, расположенной на Покровском бульваре.

Никитский бульвар превратился в ремесленный посад. Куратор площадки Павел Сапожников рассказал mos.ru о том, как воссоздают русские ремесла IX–XII веков и чем могут заняться на площадке взрослые и дети.

— Вы курируете площадку «Ремесленный посад» на Никитском бульваре. О чем она?

— Мы постарались воссоздать быт Руси IX–XII веков. На площадке появилось четыре деревенских дома. Это селище того времени. Здесь работают больше десятка ремесленных точек, где гости могут научиться готовить средневековые блюда на костре, плести корзины из лозы, при помощи одного топора и деревянных клиньев колоть сосновые бревна на доски, делать стрелы, шить средневековую обувь из кожи, складывать мозаику из кусочков стекла — смальты.

— Промежуток между IX и XII веками достаточно велик. Как получилось уместить все это многообразие на одной площадке?

— Раннее Средневековье — это период становления Руси. За триста лет страна от единого государства перешла к феодальной раздробленности и бесконечным войнам между княжествами. Но если делать акцент именно на ремесле, то оно менялось мало.

Хотя, конечно, отличия есть: какие-то ремесла теряли свое значение, появлялись новые, которых не существовало. Но если сейчас, в XXI веке, разумно говорить о том, что технологии развиваются очень стремительно, то в раннем Средневековье для серьезных перемен требовались столетия. Поэтому для человека, который не занимается профессионально историей, различия между деревообработкой образца IX и XII веков будут неочевидны. Значит, мы можем дать обобщенное представление.

Не стоит забывать и о том, что самые яркие различия между эпохами связаны с военной культурой. Потому что именно в военном деле всегда применялись самые современные технологии.

Истоки и источники

— Насколько вообще то, что представлено на площадке, соответствует историческим прототипам?

— На самом деле источников, которые признает историческая наука, существует всего три: это археология, письменные источники и изобразительные. Все остальное источником являться не может.

Поскольку площадка посвящена ремеслам, бытовой культуре, письменные и изобразительные источники мы практически не используем. Составителей летописных сводов в большей степени интересовали политика и война. А о том, как, например, лепили горшки, никто не стремился писать.

Но у нас есть археология! Так, большой интерес для исследователей представляет территория Великого Новгорода. В местной почве прекрасно сохраняется органика: дерево, кожа, которая в обычных условиях очень быстро разрушается. На основании археологических находок мы можем с большой точностью реконструировать многие предметы быта.

— Реконструкторы сами ездят в экспедиции за образцами или работают с тем, что уже найдено?

— Полноценными участниками археологических экспедиций мы, как правило, не бываем. Но при этом мы часто посещаем раскопки в качестве гостей. В тот же Великий Новгород мы приезжаем регулярно. Можем изучать находки, на месте задавать вопросы. Кроме того, в течение года проходит довольно много научных конференций, посвященных археологии, которые тоже можно посещать, можно читать специальную литературу о проведенных раскопках.

Взять историю в руки

— На площадках «Времен и эпох» гости могут примерить костюмы, попробовать сделать что-нибудь своими руками, даже попробовать на вкус блюда по историческим рецептам. У посетителей вашей площадки есть такая возможность?

— Мы, конечно, не даем посетителям режущих инструментов, потому что люди по незнанию, без опыта могут получить травму, порезаться. Но абсолютно все безопасные ремесла, начиная от скобления бревна скобелем и заканчивая помолом муки, может попробовать освоить любой желающий.

Кроме того, мне кажется, что в программе любой площадки на любом фестивале должно быть место и для эксперимента. Например, мозаику из смальты раньше на «Временах и эпохах» никто не собирал.

Не было и резьбы по дереву. А мы в этом году собираемся воссоздать одну из новгородских археологических находок — стол из дуба, который полностью покрыт резьбой.

— Но «Ремесленный посад» не единственная ваша площадка, будет еще одна. Чему она будет посвящена?

— Она расположится на площади Революции, прямо рядом с метро. Мы посвятили ее ретроспективе фестиваля с 2011 года и до сегодняшнего дня. За девять лет на фестивале было много интересного, того, о чем хочется вспомнить и рассказать. Также здесь каждый день будут читать лекции историки. Так, 8 июня все желающие услышат о кавказских аланах, выяснят, как повлияло на историю нашей страны татаро-монгольское иго, а также узнают больше о древних хищниках, которые ели наших предков — австралопитеков и питекантропов. 9 июня речь пойдет о Бородинском сражении, древнегреческой цивилизации, а также о присоединении Сибири.

— Понятно, что для зрителей и посетителей все это интересно, каждый год аудитория фестиваля растет. А что мотивирует участников?

— Конечно, реконструкторам тоже должно быть интересно то, чем они занимаются. Для того чтобы привлечь на площадки лучших, нужно двигаться вперед, придумывать что-то новое. И при этом давать участникам возможность показать себя. Я надеюсь, что «Времена и эпохи» стали для многих реконструкторов подобным проектом.

Источник: www.mos.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама