Сейчас страховой фонд уникальных и особо ценных документов насчитывает более 20 миллионов микрофильмов. В небольшой комнате находится несколько массивных столов, подсвеченных софитами.
Каждый из них оборудован платформой с мощной камерой внутри. С помощью этих аппаратов Главное архивное управление Москвы создает страховой фонд уникальных и особо ценных документов. Оригиналы снимают на пленку — она и сегодня более надежна, чем цифра. Такие копии специалисты называют кадрами.
Негативы отправляют в специальное закрытое хранилище. Позитивами при этом можно свободно пользоваться в читальном зале Главархива. В лаборатории обеспечения сохранности архивных документов уже побывали сотни тысяч писем, книг, газет, планов, чертежей и фотографий. На сегодняшний день отснято более 20 миллионов кадров. Но в Главархиве уверяют: это лишь малая доля того, что необходимо скопировать.
800 кадров в день
За долгие годы процесс микрофильмирования в столичном Главархиве отработали до автоматизма. Сначала специалисты делают тестовый кадр с целью убедиться, что камера настроена правильно. Затем начинается кропотливая работа: каждый документ надо аккуратно расправить и сфотографировать с разной экспозицией (в итоге выберут самый качественный вариант).
Ведь это не цифра, в фотошопе не поправишь — нужно сразу сделать правильно. Но для сотрудников отдела микрофильмирования это не проблема, опыт за спиной колоссальный: все они работают в Главархиве на протяжении многих лет и каждый день снимают около 800 кадров.
Елена Плеханова, инженер-технолог первой категории рассказала, что за 13 лет работы через ее руки проходили невероятно ценные, уникальные документы. Например, черновик произведения Михаила Булгакова или Библия, датированная XVI веком.
На ощупь
В каждой пленке 400 кадров. Перезаряжать ее необходимо в полной темноте, иначе засветится. Сотрудники отдела микрофильмирования делают это на ощупь. Рассказывают, что на перезарядку уходит меньше минуты.
Для среднестатистического жителя мегаполиса пленка — это ненужный раритет, ведь сегодня все и вся переводят в цифру. Но люди посвященные утверждают, что пленка до сих пор является более надежным носителем. При правильных условиях она хранится более 100 лет. Кроме того, пленочные носители никак не зависят от наличия электричества.
«Представьте, техногенная катастрофа, электричество отсутствует. Спасатели берут у нас пленку с планом этого здания и могут быстро сориентироваться в расположении помещений и коммуникаций. На такой случай в их инструментарии обязательно имеется специальное оборудование, которые позволит рассмотреть изображение на пленке», — говорит Наталья Кулак, главный специалист отдела микрофильмирования.
Кстати, цифровые копии в архивном ведомстве тоже делают, но не вместо аналоговых, а в дополнение к ним. А еще параллельно со страховым фондом в Главархиве создают пользовательский фонд. Копии из него предоставляют, например, в читальном зале, тем самым продлевая жизнь оригиналам.
Белые перчатки и степень сложности
Сотрудники лаборатории говорят, что самому Главархиву страховой фонд пока не понадобился — ни потопов, ни пожаров, ни других ЧС не случалось. «Если у нас уже есть микрофильм того или иного документа, в случае утраты оригинала мы можем сделать бумажную или цифровую копию с пленки. Также бывает, что в Главархив привозят частично поврежденные документы. Их восстанавливают наши реставраторы», — рассказывают в Главархиве.
Обязательное условие работы с особо ценными документами — белые матерчатые перчатки. Руками прикасаться к реликвиям нельзя. Существует градация по степени повреждения документа: от одного до шести, где шесть — это прочные экземпляры, а один — совсем ветхие.
«Например, этот документ считается ветхим, — показывает Наталья Кулак старое письмо. — Его края загнуты, местами надорваны, текст написан карандашом и виден нечетко. Но мы должны микрофильмировать его без потери информации. Поэтому аккуратно разгибаем все заломы, разглаживаем и снимаем несколько раз с различными настройками».
240 метров за пять минут
После съемки пленку помещают в светонепроницаемый контейнер и относят на фотохимическую обработку, или проявку. В темном помещении пленку заряжают в кассету, соединяют ее с ракордом и запускают проявочную машину. Пленка проходит через проявитель, фиксирующий раствор и промывочную воду.
«Для оптимизации процесса мы можем соединить несколько пленок: зарядить в одну кассету можно до восьми пленок, или 240 метров. Проявочный процесс проходит быстро, в течение пяти минут», — объясняет ведущий специалист Николай Семилетников.
Прохлада и надежность
Теперь спускаемся в подвальное помещение, где расположены некоторые из хранилищ Главархива. На полках лежат бобины, на которых хранятся негативы микрофильмов. Первое ощущение — очень холодно по сравнению с другими помещениями. Это потому, что негативы нужно хранить в определенных условиях, а именно при температуре приблизительно 15 градусов и при влажности около 50 процентов. Здесь пленочные носители находятся на постоянном хранении.
Впереди — большая часть очень кропотливой и важной работы. Микрофильмы в Главархиве делают уже более 10 лет, но на данный момент отснята малая часть архивных документов.
Горожане тоже могут принять участие в создании резервной копии минувших дней. В архиве проходит бесплатная акция «Москва с заботой об истории», в рамках которой каждый житель столицы может сдать документы, связанные с Великой Отечественной войной, чтобы с них сняли микрофильмы.
Источник: www.mos.ru