Историческая память: шведы о русских

Говоря о современном периоде взаимоотношений наших стран, хотел бы сравнить какие исторические факты преподают в шведской и российской школах. Зарубежным источником информации является моя двоюродная племянница Александра Дмитриевна, много лет проживающая в Стокгольме, и её свекор, учитель-пенсионер преподающий в столичной школе.

Вообще-то шведы мало знают и о России, и о об истории наших взаимоотношений. В школе историю изучают главным образом в части её близости с соседними европейскими странами. В узком кругу шведы считают русских достаточно близкими людьми по нраву, но настороженность к нам всё-таки живёт в них.

В шведских учебниках по истории без замалчивания отражен тот факт, что  экспедиция Биргера, приплывшая на нескольких кораблях через Балтийское море в реку Неву, была разгромлена Великим (в 20 лет?) новгородским князем Александром, за что он и получил прозвище Невский. (В наших учебниках этой победе посвящена целая страница с иллюстрацией).

О Ливонской войне 1558-1583 г.г., которую безуспешно вел царь Иван Грозный, они не знают, т.к. это время было сумбурным для Швеции в связи с внутренними неурядицами, а главное-войной с соседней Данией. Вот свою Северную войну 1563–1570г.г. они изучают в школе. Окончание войны 1590–1593 г.г. (в Смутное время на Руси при слабоумном царе Федоре Иоанновиче) честно отражено в учебниках  Тявзинским мирным договором, по которому Швеция вернула русским все территории, которые она завоевала в Ливонской войне. (Жаль, что об этом договоре ничего не сказано в российских учебниках).

Те события 1610 года упоминаются в ученической программе, которые связаны со шведским наёмным войском полковника Якоба Делагарда. За щедрое вознаграждение он поддержал разваливающееся московское войско, и в битве под Можайском они совместно разбили поляков и русских, сторонников Лжедмитрия 2. (В наших учебниках об этом союзе не упоминается. Пишется только о захватнической стороне этого похода Я. Делагарда, когда после окончании выплат из опустевшей царской казны его войско, возвращаясь  домой, захватило Новгород и соседние незащищенные земли).

Столбовский мир 1617года, по которому Швеция вернула себе русские земли, отданные Московии по Тязвинскому мирному договору, известен только узкому кругу любителей  шведской истории. (В наших учебниках  Столбовский мир кратко и образно представлен как заколоченное окно в Европу, с которым Россия задыхалась 100 лет).

А вот Северная война 1700 – 1721 г.г. между нашими странами отражена подробно еще и потому, что это было время многих успехов шведской армии, лучшей в то время. Жизнь талантливого и азартного короля Карла 12, походы, проигранная Полтавская и его другие битвы, обстановка в королевстве так ярко описаны их историком Питером Энгмудом в книге, что она стала бестселлером и имеется во многих семьях. Боязнь того, что после Полтавы страна осталась совсем беззащитной и армия императора Петра 1 могла бы разрушить Стокгольм и королевство, в памяти у многих. (В российских учебниках эта война описана на 4 страницах).

Про нашего императора Александра 1 в школе ничего не знают и даже ничего не слышали. ( Хотя именно при нем шведское королевство потеряло свою самую большую и близкую колонию – Финляндию, которой владела с 1355 года).

О том, что небольшой отряд полковника П.И.Багратиона с несколькими пушками по льду замерзшего Балтийского моря через Аланские острова, рискуя, достиг побережья у самого Стокгольма в 1808 году и посеял в столице всеобщую панику, знают  только специалисты. (Именно этот рейд сделал наших соседей по Балтийскому морю окончательно мирными).

Учат в школе только про мирный договор 1809 года, заключенный в Фредрикшамне, когда Швеция проиграла Финляндию.

В 1981 году в шведских СМИ была поднята громкая и продолжительная шумиха , вокруг случая, когда русская подлодка села на мель у острова Блекинге в их территориальных водах. По стране тогда ходило много всяких слухов о предстоящей агрессии СССР. Именно тогда и появилось словечко «руссобоязнь», которое живо до сих пор. (Случай не доказан, ложь умерла, а словечко – живо).

В сегодняшней Швеции, как и по всей Европе, зарождается волна неприятия чужаков – иммигрантов, заполоняющих старый континент. Всех славян, выходцев из развалившегося СССР, без разбора и статуса, считают здесь русскими. И к уже существующей «руссобоязни» прибавилось липучее «мафиози» за громкие и буйно – огнестрельные годы конца прошлого века. Убедить шведов в обратном почти невозможно, чем и пользуются националистические партии. В нынешних туристических проспектах нас прямо предупреждают о возможности услышать упомянутые слова и не удивляться настороженному взгляду скандинава. Истоками такого отношения к нам является не только недавнее  прошлое, но и наша совместная многовековая история.

Сравнивая информацию из шведских и российских школьных учебников приходишь к выводу, что за длительное время нашего соседства (порой  воинственного и столько же раз стремящегося к миру) историческая память наших народов сохранила много фактов, которые освещаются почти одинаково.  Есть некоторое смещение акцентов в подаче событий, но это, естественно, право каждого суверенного государства. А в общем этот анализ говорит о нашей схожести, что и подтверждает цитируемый из стокгольмского письма второй абзац этой статьи.

Соколов Владимир Андреевич

 

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама