Миусское депо, «Грот» в Кускове и фонтан «Дружба народов»: чем запомнилась «Московская реставрация — 2019»

В 2019 году в финал конкурса «Московская реставрация» вышли 96 претендентов. Победу завоевали авторы и организаторы проектов реставрации 20 объектов культурного наследия. Чтобы рассказать о мастерстве реставраторов и удивительной архитектуре столицы, мы выбрали из этих проектов памятники, которые были созданы в разное время, служили разным целям и относятся к разным художественным направлениям.

Конструктивизм: прачечная Дома Наркомфина

Новинский бульвар, дом 25–27, строение 12

Опытный дом переходного типа, построенный в 1930 году, был задуман архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом как жилище, объединяющее преимущества дома-коммуны и традиционного многоквартирного дома.

Семьи работников Народного комиссариата финансов СССР жили в индивидуальных изолированных квартирах — типовых ячейках, а в коммунальном корпусе размещались общественные пространства — кухня, столовые, спортзал, библиотека и детский сад. В служебном дворике комплекса, помимо механической прачечной, планировалось построить гараж, но проект не был реализован — как и отдельное здание детского сада.

Комплекс строился на каркасе из железобетона, что по меркам того времени было новаторской технологией. До этого так возводили лишь административные здания.

Экспериментальный дом был рассчитан на 50 семей. Планировку квартир разрабатывали согласно одной из центральных идей конструктивизма: каждой функции помещения должна была соответствовать наиболее рациональная форма.

Объем жилого пространства использовался максимально эффективно. Например, в самых скромных квартирах, двухъярусных ячейках типа F, пространство площадью всего 37 квадратных метров разделено на две части: в гостиной высота потолков достигает 3,6 метра, а в спальной нише и ванной на втором этаже — 2,3 метра.

На территории, где возводился дом, росли сады — до этого здесь располагались усадьбы, называвшиеся Шаляпинским парком. Для того чтобы не нарушать целостность зеленого участка, архитекторы придумали возвести дом на опорах — сделать сквозной первый этаж.

Этому решению соответствует и композиция прачечной: прямоугольное двухэтажное здание частично приподнято над землей в южной части. При этом в здании есть и подвал. По восточному фасаду второй этаж нависает над первым, образуя консоль над входной группой.

Прачечной жители дома пользовались до войны, затем здание перешло в ведомственное подчинение. Долгие годы оно не отапливалось, подвергалось воздействию среды и пребывало в аварийном состоянии. В результате часть элементов была утрачена полностью, часть находилась в руинированном состоянии. Всемирный фонд памятников трижды включал комплекс Дома Наркомфина в список 100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение.

Восстановление комплекса началось в 2017 году. План реставрации разработал внук автора проекта — Алексей Гинзбург. В прачечной работы были закончены в начале октября 2019-го.

Реставраторы воссоздали оригинальную объемно-пространственную структуру здания, демонтировав поздние пристройки и восстановив исторические входы. Вернули исходное цветовое решение фасадов, оштукатурив их и покрасив в белый цвет. Кроме того, были воссозданы материалы и характер обработки поверхности наружной лестницы, фальцевой кровли и открытой террасы.

Специалисты отреставрировали и интерьеры: внутреннюю лестницу, деревянные раздвижные окна, двери и пол на первом этаже. В ближайшем будущем в помещении бывшей прачечной планируется открыть арт-кафе и общественное пространство.

Неоготика: Миусский трамвайный парк 

Лесная улица, дом 20, строения 1, 3, 4, 5, 6

Миусское трамвайное депо — одно из старейших в столице. Оно было основано в 1874 году как парк первой московской конно-железной дороги. Здесь же в 1899-м был запущен первый электрический трамвай в Москве, а спустя пять лет в Миусском парке состоялось открытие трамвайной линии.

Комплекс зданий депо строился с 1874 по 1910 год. Проекты в стиле промышленной неоготики, или русской промышленной эклектики, разрабатывали архитектор Михаил Глейнинг и инженер Николай Сытенко. Стальную конструкцию перекрытий большого вагонного сарая предположительно спроектировал инженер Владимир Шухов.

В депо традиции русского зодчества сочетаются с чертами, свойственными романской и готической архитектуре. Композицией и планировкой корпуса из красного кирпича напоминают базилики — прямоугольные трехнефные соборы. Окна зданий украшают витражи, а фасады — филенки (декоративные выемки), фризы (зубчатые горизонтальные полосы), ступенчатые башенки, круглые и ромбовидные элементы.

В 1957-м Миусское депо преобразовали в троллейбусный парк. Он обслуживал городские маршруты в течение следующих 57 лет. В 2014 году парк упразднили, а в 2017-м началась разработка документации по сохранению зданий ансамбля Миусского парка.

За век облик построек практически не претерпел существенных изменений. Однако фасады и декоративные элементы выкрасили в красный и белый цвета. Реставраторы очистили стены от краски, укрепили кирпичную кладку, заделали трещины и швы, восстановили утраченные элементы декора и отремонтировали кровлю. Интерьеры исторических зданий тоже восстановили: так, в корпусе 4, где ранее работали вагоноремонтные мастерские, отреставрировали лестницы с ограждениями и пол, выложенный метлахской плиткой.

Реставрация длилась почти два года и завершилась в январе 2019-го. В корпусах обновили инженерные коммуникации и установили в оконных проемах современные стеклопакеты, при этом сохранив историческую раскладку витражей. Сейчас в зданиях депо работает крупнейший фуд-холл Москвы.

Модерн: особняк Ивана Миндовского 

Поварская улица, дом 44/2, строения 1 и 2

Особняк на Поварской улице текстильный фабрикант Иван Миндовский приобрел в 1909 году и владел им до конца жизни. Дом на месте старой городской усадьбы Данилы Волчкова возводили в 1903–1904 годах под ключ.

Автором проекта назначили самого известного мастера московского модерна — Льва Кекушева. Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка, владевшее участком, никак не ограничивало фантазию архитектора, поэтому проект получился баснословно дорогим. Искать покупателя пришлось почти пять лет.

Характерная для архитектуры модерна асимметричная композиция здания представляет собой в плане комбинацию разновеликих призм. Благодаря этому окна различной высоты и ширины есть в каждом помещении особняка. Композиционный центр фасада — большое трехчастное окно с балконом, украшенное ковкой в виде цветов и листьев мака. Стены здания обильно украшены розетками, маскаронами и рельефными панно.

Витражное окно большой лестницы выходит на задний дворовый фасад. Створки ворот, ведущих во двор, напоминают крылья бабочки. Их освещают светильники в виде светлячков, фронтон конюшни украшает голова лошади, а внутренняя лестница украшена масками львов — фирменным знаком Льва Кекушева. Поскольку архитектор не мог предугадать вкусы будущего покупателя, интерьеры внутренних помещений он выполнил в различных стилях.

После революции особняк реквизировали. С 1924 года в доме работала Шведская миссия, а затем посольство Швеции в СССР, а с 1972-го — посольство Новой Зеландии.

В 2017 году началась комплексная реставрация особняка. Специалисты восстановили оригинальную планировку начала XX века, потолочную лепнину, монументальную живопись и уникальные витражные панно, воссоздали утраченные элементы интерьеров и фасадов. Помимо фасадов и интерьеров, реставраторы привели в порядок кованую ограду, ворота, кровлю и балконы.

За два с половиной года были отреставрированы исторические светильники, каминные трубы, керамическая облицовка стен и витраж стеклянного потолка в зимнем саду, полы, ступени лестниц, регистровый радиатор отопления 1903 года, тетива парадной лестницы с орлами и многое другое.

Кроме того, специалисты воссоздали утраченный балкон северного фасада и отреставрировали мраморную арку главного входа, расположенную под балконом. А на южном фасаде восстановили скульптурную группу, утраченную в 1920-х годах, — фигуры музы живописи с двумя путти. Реставрация завершилась в 2019 году. В здании будет вновь располагаться посольство Новой Зеландии.

Рококо: павильон «Грот» в усадьбе Кусково 

Улица Юности, дом 2, строение 11

В ноябре 2019 года завершилась реставрация еще одного уникального памятника архитектуры: восстановительные работы впервые провели в здании павильона «Грот» в Кускове. Это единственное в России здание XVIII века, сохранившее декоративную отделку из морских раковин и настоящего перламутра.

Павильон построили в 1756–1761 годах по проекту крепостного архитектора Шереметевых Федора Аргунова. Отделку интерьеров в течение 14 лет, с 1761 по 1775 год, выполнял приглашенный из Германии мастер гротических дел Иоганн Фохт.

В оформлении павильона он использовал туф, стекло, кусочки зеркал, гипсовую лепнину и 24 вида раковин моллюсков из Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов.

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *