Евдокия Федоровна Лопухина вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же она стала последней русской царицей (поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц) и последней царствующей равнородной неиноземной супругой русского монарха.
Будущая царица при рождении получила имя Прасковья (по другим данным – Авдотья) Илларионовна Лопухина. Она родилась (30 июля) 9 августа 1669 года в родовой вотчине селе Серебрено Мещовского уезда. Ее отец изначально был стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а уже при Федоре Алексеевиче стал сначала полковником и стрелецким головой, а позже – государевым стольником и окольничим. Дети в семье Лопухиных – приверженцев старины – воспитывались в строгих традициях православия и Домостроя, в том числе и Прасковья, которая, по свидетельству современников, была хороша собой.
Она была выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью – царицей Натальей Кирилловной – без всякого согласования на то с женихом (хотя в то время согласия молодых особо и не спрашивали). На выбор царицы повлияло то, что род Лопухиных был многочисленным и входил в число союзников Нарышкиных. И она надеялась, что они помогут в укреплении положения Петра в качестве самовластного государя, будучи популярными в стрелецких войсках.
В связи с бракосочетанием, имя невесты «Прасковья» было изменено на более благозвучное и приличествующее царице «Евдокия», а возможно и по причине, чтобы оно не совпадало с именем жены соправителя Петра I – супруги Ивана V, Прасковьи Салтыковой. А также было изменено и отчество – на «Федоровна» (традиционно, в честь святыни рода Романовых – Феодоровской иконы). Отец же ее получил чин боярина.
Венчание Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной состоялось 27 января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. Через год у них родился первенец – царевич Алексей Петрович, а затем еще два сына, но младшие, Александр и Павел, умерли в младенчестве.
Хотя первые годы замужества были спокойными, но Евдокия, воспитанная по старинным теремным обычаям, не разделяла интересов энергичного и прозападного мужа и не имела на него никакого влияния. В основном она занималась благоустройством церквей и монастырей. Поэтому не удивительно, что молодой царь довольно быстро стал все чаще покидать жену ради любимых потех. Все это привело к разладу между супругами. К тому же, царица Наталья Кирилловна относилась к невестке с большой неприязнью.
Усугубило положение Евдокии и связь Петра с Анной Монс, с которой он познакомился в 1692 году в Немецкой слободе. Но видимость брака сохранялась, пока была жива мать царя, а после смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с женой переписку. И хотя Евдокию называли царицей, и она жила с сыном в Кремле, но другие Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Покинутая мужем, молодая царица замкнулась в кругу недовольных политикой Петра.
Он же занятый реформами в 1696 году отправился за границу и вскоре, находясь в Лондоне, письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода).
Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына, но по возвращении из-за границы летом 1698 года Петр, не смотря на протесты жены, под конвоем отправил ее в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она насильно была пострижена под именем Елены. Причем содержания от казны ей назначено не было – ее «кормили» родственники, а царевича Алексея перевезли на воспитание тетке, царевне Наталье Алексеевне.
Однако Евдокия лишь полгода носила иноческое платье и соблюдала обеты монастырского общежития, а затем, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. А в 1709 году вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора.
К тому же она стала своеобразным «центром» партии, враждебной Петру, поскольку в высших кругах русского общества еще сохранялось сочувствие к сосланной царице. Кто-то считал, что Петр примирится с женой, оставит Петербург и свои реформы, а Евдокия вновь станет царицей.
Однако, все это открылось во время так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, когда Петр узнал про жизнь Евдокии в монастыре. Она была арестована и со всем окружением доставлена в Москву. Еще в дороге в письме к мужу Евдокия призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть».
После следствия и в результате царского суда, были казнены многие приближенные Евдокии, в том числе монахини суздальских монастырей и майор Глебов, другие были сосланы, посажены в тюрьму, лишились своих санов и должностей. В июле 1718 года умер ее единственный сын, царевич Алексей, а еще через полгода был казнен ее брат Абрам Лопухин. Но по отношению к Евдокии Петр ограничился новой «ссылкой» – в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины императора.
С приходом к власти новой супруги Петра I – Екатерины, ее отправили в Шлиссельбург, где также держали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именем «известной особы». Лишь через несколько месяцев после воцарения Петра II – внука Евдокии – в 1727 году, она была с почетом перевезена в Москву и поселена в Новодевичьем монастыре, где и прожила до конца жизни.
Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства бывшей царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение 1722 года о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. Евдокии было выделено большое содержание и особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с уважением, как к царице, но никакой роли при дворе Лопухина не играла.
Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, пережив своего мужа, сына и даже внука, Евдокия Федоровна Лопухина прожила в довольстве остаток жизни и скончалась (27 августа) 7 сентября 1731 года в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена в соборной церкви.
Источник: www.calend.ru