Как-то случайно в мою коллекцию попала открытка фотографа Василия Андреевича Беликова «Перелетъ Москва — Петербургъ авиаторъ Васильев надъ Клиномъ». После общения с коллекционером старинных открыток В.А. Беликова с Львом Шамисом меня заинтересовала не только опечатка автора, ведь перелёт не из Москвы, а из Петербурга в Москву, а и сама история этого большого события 1911 года. После этого мне захотелось узнать подробности этого известного перелета. И вот, что мне удалось найти благодаря друзьям и знакомым.
В современное время длительность перелёта из Питера в Москву 1 час 15 минут. А если мысленно вернуться в раннее утро, 23-го июля 1911 года, Петербург. Погода была несколько пасмурная, но тихая. Несколько тысяч горожан пришли на Комендантский аэродром. В этот день должен был стартовать первый в России групповой перелёт из Санкт-Петербурга в Москву. На его организацию из средств казны было выделено 100 тысяч рублей. Взлетела сигнальная ракета, раздался пушечный выстрел.
В воздух поднялись девять аэропланов, ими управляли авиаторы — А.А. Васильев («Блерио»), С.И. Уточкин («Блерио»), М.Г. фон Лерхе («Этрих»), Н.Д. Костин («Фарман»), Б.С. Масленников («Русский Фарман»), А.А. Агафонов («Фарман»), Г.В. Янковский («Блерио»), М.Ф. де Кампо-Сципио («Моран») и В.В. Слюсаренко («Фарман»).
Лететь следовало по строго определённому маршруту Петербург — Новгород — Валдай — Вышний Волочек — Тверь — Москва, Ходынское поле.
Итак, стартовало девять авиаторов с пятью пассажирами. Полёт был связан с большим риском — дождь, сильный ветер, посадки рядом с камнями, оврагами, озёрами… Любые неожиданности грозили аварией.
Слюсаренко потерпел крушение у села Славянки. Он был серьёзно ранен, пассажир Шиманский погиб. Лерхе потерпел крушение около Новгорода. Авиатор получил серьёзное ранение головы. Агафонов долетел до В.-Волочка. Кампо-де-Сципио долетел до Крестцов. Масленников потерпел крушение около Тосно. Авиатор был ранен. Янковский долетел до Торжка.
Аэроплан Уточкина упал около Крестцов. Авиатор получил серьёзные ранения. У него было сотрясение мозга, повреждена спина, сломана ключица и вывихнуто колено. До Москвы долетел только Васильев — первый русский авиатор, перелетевший из Петербурга в Москву.
Позднее в своей книге «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.- Петербург — Москва в июле 1911 года» он написал: «Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти». Однако именно он, Александр Васильев совершил посадку на Ходынском поле в Москве. Было раннее утро 24 июля 1911 года. Поле освящали огромные костры. Тысячи восторженных москвичей встречали аэроплан, прилетевший из Петербурга».
С момента вылета из Петербурга прошло 24 часа 41 минута. Авиатор провёл в воздухе на своём аэроплане «Блерио-XI» около 9 часов. Остальное время он провёл на земле, ремонтируя, заправляя аэроплан и восстанавливая силы.
Московский губернатор В. Ф. Джунковский так описал посадку А. А. Васильева на Ходынском поле: «Публика неудержимо бросилась к месту спуска. Авиатор с аэропланом был уже на земле, он бросил руль и, обернувшись, смотрел на собравшихся усталым взглядом. В течение нескольких минут он сидел, как бы застыв на своём маленьком, высоком сиденье. Между тем шапки летели вверх, а женщины махали платками. Все аплодировали и кричали от восторга.»
Победитель перелёта Петербург — Москва, Александр Васильев получил поздравление от царя:
«Передайте авиатору Васильеву Моё искреннее поздравление с победой на перелёте Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай».
Коротко о судьбе отважного авиатора
Александр Алексеевич Васильев (1882 — 1918). Окончил юридический факультет Казанского университета, но стал свидетелем полёта аэроплана и «заболел» воздухом. Выпускник школы «Блерио» во Франции. Победа в перелёте из Санкт-Петербурга в Москву, принесла авиатору А. А. Васильеву огромную популярность. Потом в России были и другие перелёты, были другие победы и достижения, но этот массовый перелёт был первым. А. А. Васильев принимал участие в Первой мировой войне. Был в плену. После неудачного побега оказался в лагере строгого режима. Умер в плену. Никто не знает, где его могила, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.
Этот рассказ хочется закончить словами из книги «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.-Петербург — Москва в июле 1911 года», которую написал участник перелёта Александр Алексеевич Васильев:
«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав. Перелёт Петербург-Москва остался в истории отечественной авиации как ещё один шаг в покорении российских небесных просторов».
Василий Кузьмин, в материале использованы фото и текст из доступного интернета. Спасибо всем авторам.