По приглашению настоятеля Троицкого собора и Феодоровской часовни города Клина, благочинного Клинского округа, протоиерея Евгения Малькова краеведы и члены ВООПИиК посетили Троицкий собор.
Отец Евгений рассказал, как идут реставрационные и восстановительные работы. Все желающие поднялись на второй этаж и прошли на балконы, где планируется нахождение хоров. Также благочинный рассказал, что памятник П.И. Чайковскому запланировано перенести на место бывшего фонтана.
Также отец Евгений ничего не скрывая, поведал о трудностях и проблемах с реконструкционными работами. Он рассказывая о историческом прошлом, о том как в Великую Отечественную войну взорвалась немецкая авиабомба (её осколки нашли при восстановительных работах).
Так же о том как Термометристам удалось спасти собор, превратив его в Дом культуры, а ведь сейчас у собора — второе рождение. Когда-то его строительство продолжалось почти 35 лет, а реставрация может занять не одно десятилетие. Протоиерей Евгений, спокойно отвечал на все вопросы краеведов, а лекция превратилась в интереснейший летописный очерк.
Проектировал старый иконостас Троицкого собора знаменитый столичный архитектор Осип Бове — автор Манежа, комплекса Театральной площади, Триумфальных ворот у Тверской заставы в Москве. Ныне иконостас проектируется московской организацией «Мастерские Андрея Анисимова» по сохранившимся фотографиям.
История Троицкого соборного комплекса такова, сформировался он к середине XIX века из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенной в XVIII в., сооруженных усердием прихожан.
Троицкий собор начали строить 1802 году по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), а возвели полностью в 1836 году. Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В этом же году храм освятил святитель Филарет, митрополит Московский.
В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями.
Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 году также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 году.
В мае 1924 года Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е годы здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ.
23 сентября 1992 года Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).
В 2008 году Троицкий собор вернули Русской Православной Церкви. К сожалению, верующие получили его в весьма обветшавшем состоянии: износ коммуникаций составляет 70%, замене подлежат все системы водоснабжения и канализации, а также электропроводка. Под тоннами мусора реставраторы обнаружили кафельный пол, сохранившийся с конца XIX века. Вначале полы были чугунными, позже, в 80-х годах позапрошлого века, их заменили на плитку.
Святитель Филарет сказал: «Этот храм — жемчужина России на века, золоченые купола, уникальная стенная роспись и чудотворные иконы». Он получился настолько величественным, что местные жители окрестили пятиглавый собор «Сердце Клина».
В настоящее время, Троицкий собор, как бы встряхнувшись, скинул с себя столетнюю большевистскую штукатурку и постепенно возрождается в свой первозданный вид.
Работы еще много и внутри, и снаружи, но главное, что жемчужина снова начинает блестеть.
Очень много легенд существует про этот собор и хочется несколькими поделиться. Когда – это ещё был ДК «Пульс» там работал художественным руководителем мой хороший друг Владимир Геннадьевич Крюков.
Владимир очень интересовался историей собора и в архивах нашел, то, что из собора выходили три подземных хода, один шел в женский монастырь (осталась только часть церкви Успение Богородицы) на улице Дворянской (ныне Папивина). Второй выходил к реке Сестра, а третий в монашеские келии (воскресная школа).
Я повторюсь, что многие отрицают, но я верю человеку образованному, не заинтересованному что-то скрывать.
Другая легенда уже услышанная мной от очевидца событий. Так же в ДК «Пульс» по ночам дежурил вахтёр, наблюдая за порядком. И вот ночью девушка вахтер почувствовала какое-то дуновение и подумав что где-то открылось окно и поднявшись из-за барьера гардероба увидела монаха в схиме на центральной лестнице (по которой поднимались в концертный зал) она находилась в арке бывших Царских врат алтаря. А в её голове полноценно прозвучали слова – «Чтож вы ироды, все через алтарь, то ходите, безбожники!» Вахтёр на следующий день уволилась, а текст я взял из её объяснительной.
И вот последняя легенда. Мой отец Дмитрий Васильевич Кузьмин, работая на Термометровом заводе получал распоряжение от начальника цеха. Выдать рабочим краску, особенно в предпраздничные, первомайские дни. Со словами – «Мол, опять краска и штукатурка отвалилась, а под ней фрески открылись». Можете считать это легендой, или вымыслом, таких документов у меня на руках нет, но люди, которые мне это всё поведали мною уважаемы, я им верю так, будто видел всё это сам.
Василий Кузьмин, графика Алексея Ларионова, фото автора и из архива автора