Из истории фотографии

Портрет — один из самых древних и массовых жанров в фотографии. Он становится популярным с изобретением дагеротипии и появлением первых дагерротипных ателье. Доступность фотографических снимков и быстрота их производства по сравнению с живописными произведениями привела к стремительному росту числа фотоателье.

Это были и большие заведения с роскошной обстановкой и десятками служащих, и скромные семейные мастерские. Были также бродячие фотографы, добиравшиеся порой до самых отдаленных деревень и вызывавшие там суеверные страхи их обитателей демонстрацией «чуда».

В XIX веке при съемке использовалось естественное освещение. Фотоателье располагались на верхних этажах зданий, на чердаках или мансардах, куда солнечный свет проникал через застекленные стены или потолки.

Первоначально продолжительность съемки была столь значительной, что клиентам требовались специальные устройства — головодержатели, помогавшие сохранять требуемую неподвижность.

Ателье наполнялись предметами интерьера: креслами, декоративными колоннами и заборчиками, на которые можно было опереться. Рисованным фоном для съемки обычно служили романтические пейзажи или архитектурные красоты.

Рядом с фотосалоном располагалась, фотолаборатория, где готовились фотоматериалы для съемки, проходила проявка и печать, а также ретушь и раскраска отпечатков. Чтобы привлечь клиентов, использовалась печать фотографий на разных материалах: стекле, фарфоре, шелке, дереве.

В середине 1850-х гг. французский фотограф Диздери ввел в практику визитные карточки, представляющие собой портреты небольшого формата (обычно 8×6 см), наклеенные на паспарту.

Диздери снимал камерой с несколькими объективами, получая одновременно до десятка и более фотографий, что заметно ускоряло и удешевляло процесс. Еще одним популярным форматом вскоре стал кабинет-портрет с размером снимка 14×10 см.

Упрощение процесса и растущий спрос на фотографии уже в 1860-х гг. привел к падению качества массовой съемки. И все же среди фотографов, наводнивших столицу и провинцию, было много профессиональных и талантливых мастеров.

В Нижнем Новгороде в разные годы работало около десятка фотоателье, большинство из которых располагалось на центральных улицах: Большой Покровской, Осыпной, Варварской. Их число резко увеличивалось летом с открытием многолюдной Нижегородской ярмарки, где была своя фотографическая линия.

Фотография впервые появилась на Нижегородской ярмарке в 1843 году. Первым собственно нижегородским фотографом стал Н. А. Козин, бывший крепостной князя Грузинского, открывший свое заведение в 1859 году.

В последующие десятилетия в Нижнем Новгороде работали ателье Б. Барро, М. П. Настюкова, А. О. Карелина, М. П. Дмитриева, Д. С. Лейбовского, И. И. Иванова, В. А. Шалимова, Л. Л. Галина, М. Н. Гагаева и других.

На очень высоком уровне портретный жанр представлен в работах основоположника интерьерного портрета в России Андрея Осиповича Карелина. Его «Художественный альбом фотографий с натуры», созданный в 1870-1880-х гг. в интерьерах дома на улице Осыпной, стал одной из самых заметных страниц в истории отечественной фотографии.

При помощи сконструированного им объектива и сложной техники печати с двух негативов Карелин добивался необычайной живописной мягкости и пластичности снимков. У А. О. Карелина сохранилась целая галерея портретов его современников: К. Е. Маковского, С. И. Щукина, Д. И. Менделеева, В. В. Верещагина, В. И. Якоби. Современники отмечали удивительную резкость многочисленных фигур, расположенных в разных планах на его групповых снимках. При уровне развития техники того времени это казалось практически невероятным.

Максим Петрович Дмитриев тоже был признанным мастером портретного жанра, но его работы были выполнены в другом стиле: они были более контрастными и резкими. Фотосалон знаменитого мастера посещали Федор Шаляпин, Степан Скиталец, Иван Бунин, Исаак Левитан, Дмитрий Мережковский, Вера Комиссаржевская и, конечно же, Максим Горький, с которым фотограф был особенно близок. Интерес к социальным проблемам привел М. П. Дмитриева к созданию целой галереи типажей характерных представителей населения Поволжья. Не случайно его портреты нижегородских босяков были использованы при постановке спектакля «На дне» по пьесе М.Горького в Московском художественном театре.

После 1918 года в советском искусстве развивается соцреализм, окончательно утвердившийся в 1934году. Он затрагивает в той или иной мере все формы искусства, в том числе и фотографию. В прессе того времени печатаются полные созидательного пафоса портреты вождей, полярников, летчиков, стахановцев, деятелей культуры, представителей разных профессий, трудившихся на благо Страны Советов.

Только во время хрущевской оттепели (середина 1950-х — середина 1960-х гг.) портретная фотография становится более эмоциональной и менее скованной соцреалистическими установками.

Так, с конца 1950-х гг. в фотографии растет клубное движение, участники которого использовали нестандартные композиционные приемы, затрагивали отвергаемые официальной фотографией темы. В Горьком в 1970—198О-хгг. целый ряд талантливых фотографов объединял фотоклуб «Волга». Среди его участников были Станислав Яворский, Юрий Шпагин, Сергей Покалякин и многие другие.

Реклама

Реклама

Реклама

Реклама

А в настоящее время каждый сам себе фотограф и поэтому трудно судить о стиле и подчерке фотомастера, но наблюдая за людьми хочется всегда раскрыть его положительный характер и удаётся это лучше всего именно в неожиданной фотографии.

Василий Кузьмин, фотографии автора и из экспозиции Нижегородского музея фотографии

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама