История Научно-производственного объединения им. С.А. Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Народный комиссариат оборонной промышленности (НКОП) для организации на её базе авиационного производства. Приказом № 121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301.
В сентябре 1939 года на заводе было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами — С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛаГГ-3. Этот самолет стал первой и последней совместной работой конструкторов Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.
При создании первых «Ла» С.А. Лавочкин проявил присущие ему черты новатора – предложил использовать в качестве основного конструкционного материала дельта-древесину, не применявшуюся ранее в таком качестве.
За время Второй мировой войны военно-воздушным силам СССР было передано более 22 тысяч самолетов – истребителей «Ла», что составило треть фронтовой истребительной авиации страны. За выдающиеся работы по созданию во время Великой Отечественной войны новых типов истребителей (ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7) ОКБ С.А. Лавочкина было награждено высшей правительственной наградой — орденом Ленина (1944 год).
В 1965 году была открыта новая «глава», предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина стал заниматься разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса, созданием искусственных спутников Земли, а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Кроме того, вместе с космической тематикой стали осуществляться работы по изготовлению и эксплуатации разгонных блоков для выведения космических аппаратов на заданные орбиты.
В 1965 году Главным конструктором ОКБ был назначен Георгий Николаевич Бабакин. С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций. В 1965-1976 гг. создание автоматических лунных станций было одним из основных направлений работы предприятия. В эти годы был создан ряд уникальных аппаратов, внесших огромный вклад в исследование естественного спутника Земли (4 приоритета мирового значения).
Впервые в мире космический аппарат, созданный на предприятии, осуществил мягкую посадку на Луну («Луна-9»). «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. Станции нового поколения «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24» произвели автоматический забор и доставку на Землю образцов лунного грунта из различных районов Луны и глубины бурения. Впервые самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне. За блестящее выполнение Лунной программы коллектив ОКБ и завода в декабре 1971 года был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с 1967 года, к Венере стартовали космические межпланетные станции «Венера-4», «Венера-5», «Венера-6» и «Венера-7», созданные под руководством Г.Н. Бабакина. Именно посадочному аппарату станции «Венера-7» (1970 г.) впервые в мире удалось достичь поверхности планеты и передать данные о температуре и давлении с места посадки, а также газовом составе атмосферы. С 1975 года следующие станции нового поколения стали первыми в мире искусственными спутниками планеты Венера, передали черно-белые и цветные панорамные изображения окружающей местности, взяли пробы грунта и провели их химический анализ на борту спускаемого аппарата. Эти исследования имели важное научное значение для понимания процессов, протекающих на Венере.
В 1970 годах предприятие, получившее наименование «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», занималось созданием и подготовкой к полету автоматических станций «Марс-2» — «Марс-7». АМС «Марс‑3» стала первой в мире станцией, совершившей мягкую посадку на поверхность Марса. На предприятии созданы станции нескольких поколений, выполнивших значительный комплекс исследований планеты Марс и спутника Фобос.
В 1986 году впервые в мире станции «Вега-1» и «Вега-2» передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея. Схема экспедиции впервые в практике отечественного космоплавания предусматривала последовательное пролетное сближение, с целью их изучения, с двумя небесными телами —планетой Венера и кометой Галлея.
При тесном сотрудничестве с учеными-астрофизиками НПО им. С.А. Лавочкина успешно справилось с ролью головной фирмы в области создания внеатмосферных астрофизических обсерваторий. Более шести лет проработала в космосе космическая обсерватория «Астрон» (дата запуска — 1983 год), и более девяти лет — обсерватория «Гранат» (дата запуска — 1989 год) Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли в историю мировой астрофизики и легли в основу множества научных работ. В период с 1972 по 1996 создана серия космических аппаратов «Прогноз». Это специализированные спутники Земли, позволявшие проводить непрерывную передачу данных астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей в реальном времени.
Сегодня предприятие динамично развивается и занимает лидирующие позиции в отрасли в части разработки метеорологических космических аппаратов (спутники серии «Электро-Л» и «Арктика-М»), орбитальных астрофизических обсерваторий (космический аппарат «Спектр-РГ»), автоматических межпланетных станций для исследования Луна, Венеры и Марса, малых космических аппаратов ДЗЗ серии «Беркут» для национальной многоспутниковой группировки проекта «Сфера» и разгонных блоков «Фрегат».
На главном фото: «Луноход-1» на сборке в НПО Лавочкина, 1970 год. Фото: РГАНТД
Источник: Госкорпорация «Роскосмос»