Уже месяц ведутся работы по реставрации главного собора города Троицкого на Советской (Соборной, Долгоруковской) площади. А сколько мы этого ждали? Где-то более десятка лет. Сверху сбрасываются горы строительного мусора и штукатурки, чтобы восстановить Собор в первозданном виде.
Фотографии В.А. Беликова все видели, сравниваешь и становится совершенно очевидно, что окна были не такие и не там, то же касается фронтонов и медальонов с иконами. Ну а про купола и говорить нечего. Автор Троицкого собора неизвестен, а вот иконостас для него проектировал Осип Бове. До наших дней от собора начала 19 века сохранились габариты здания, фундамент, элементы стен и сводчатые перекрытия.
23 июня состоялось выездное заседание общества ВООПИиК с целью наблюдения за ходом реставрационных работ. Другими словами, представилась возможность увидеть своими глазами то, что долгие годы было скрыто от наших глаз. Для нас Троицкий Собор был бывшим храмом, он был Домом культуры термометрового завода, где работали кружки, библиотека, показывали фильмы, устанавливали новогоднюю елку. Потом ДК перестал существовать.
Внешний облик величественного храма долгое время, откровенно говоря, портил внешний облик центральной части города. И я недоумевала – зачем закрыли, ну мог же город одно учреждение культуры взять на свой баланс и сохранить ДК до лучших времен. Я рассуждала совершенно дилетантски: мол, я не против того, чтобы его вернули верующим, я за то, чтобы это произошло тогда, когда на реставрацию появятся деньги.
Мы часто рассуждаем неверно по простой причине – недостатка информации или ее искажения. Тут даже пошли разговоры о том, что здание разрушат до основания или там построят очередной торговый центр. И то и другое вызывало недоумение. На деле все оказалось совершенно по-другому. ДК принадлежало заводу «Термоприбор», а после приватизации, как в большинстве случаев, оказалось в частных руках.
А частное лицо имело право поступать по своему усмотрению. Были суды-тяжбы и в результате, хозяин передал здание Церкви. Так как содержать огромное здание как ДК у руководства завода финансовых возможностей не было. Было это уже в начале нашего тысячелетия.
Таким образом, никаких других вариантов быть не могло – храм вернул свое былое назначение. Но беда в том, что денег на восстановление нет, нет денег столько сколько нужно. А нужно по подсчетам, произведенным в 2018 году только на внешнюю реставрацию 300 млн. В результате правда, необходимая сумма всегда оказывается больше, процентов на 30-50, а с учетом инфляции и того больше.
Нужен профессионально выполненный проект. В 2018 такой проект выполнила реставрационно-проектная мастерская «Хранитель», специализирующаяся на реставрации и восстановлении храмовых построек.
Исполнители подошли к объекту с учетом всех необходимых требований. «Прошурфили» пол у основания – массивные квадратные колонны сечением 2270 на более массивном фундаменте своей несущей способности не потеряли. «Оголили» кладку прежних окон. Хорошо видно где было окно прямоугольное, где сводчатое и каких размеров.
Трудно сказать, зачем при проведении работ по преобразованию храма в ДК практически все окна были «прорезаны» снова в других местах, а старые заложены, то же с фронтонами. Что с точки зрения строительства вряд ли целесообразно, так как увеличивает стоимость работ.
Мне как инженеру-строителю по образованию весьма интересно было ознакомиться с чертежами. Я увидела именно тот старый храм, что на фотографиях Василия Андреевича Беликова.
Основное здание размерами по колоннам 20х25 м, пятикупольное высотой 25 м, а высотная отметка по кресту 33.250. Пока речь идет о восстановлении центральной, основной части, а в здании трапезной (как и все это время) будут вестись службы. Когда работы закончат здесь, то приход перейдет в восстановленную часть, а работы продолжатся в трапезной. Ее тоже планируется восстановить в первозданном виде. И церковную лавку тоже – как на фото В.А. Беликова.
Храм работает. Кроме служб здесь есть воскресная школа с различными секциями (спортивными, музыкальным, фото, театральной). Устраиваются приходские праздники, показываются спектакли. Ее посещает большое количество детей, в частности много семей многодетных. Есть общество по работе с нарко и алко-зависимыми людьми. Есть группа в Телеграмм «Восстановим Троицкий Собор», куда выкладываются различные фото, в том числе много ретро-фото, ведутся дискуссии.
Итак, мы посетили объект, конечно, предварительно пройдя инструктаж то ТБ и надев строительные каски. Поднялись по лестнице, она здесь осталась одна, большая двухсторонняя лестница в алтарной части (восточной) уже демонтирована, междуэтажные перекрытия сейчас играют роль строительных лесов. Они тоже будут демонтированы, когда барабаны со световыми окнами будут подняты на высоту 8м и на них установят купола. А возможность увидеть купола снизу у верующих будет – только с пола.
Сейчас на бывшем 3-ем этаже, где многие клинчане помнят, устанавливалась новогодняя елка и проходили танцевальные вечера, через проемы крыши видно небо, а на одном маленьком куполе уже установлена обрешетка. Вряд ли вам удастся увидеть интересное решение углов барабана.
Поскольку наш собор строился долго, 34 года (1802-1836), а денег все равно не хватало, то было найдено альтернативное решение – в углы барабанов был заложен древесный уголь с металлическими штырями, который, как видим, прекрасно справился со своими функциями. Сохранились карнизы колонн зеленоватого оттенка, а вверху под центральным барабаном советская лепнина. Восстановили тяжи (тяги) – т. е. «связали» колонны поверху – так и было. Видимо, при бомбежке, все эти металлоконструкции были изрядно погнуты.
А вот насчет бомбежки, есть интересная находка: когда разобрали советскую кладку, то обнаружили в стене осколки авиационной бомбы. Их извлекли и они, предполагается, пополнят экспонаты приходского музея. И не только осколки получит музей. Еще части бывшего «белого» — известнякового фронтона и решетки. А решетки обнаружили вмонтированными в проемы двух исторических окон. Кто знает, может еще-что-то появится. Тогда непременно сообщим.
В центральной части под главным куполом пол застелен досками – под ним ковровое плиточное покрытие. До него дойдет дело в последнюю очередь. По бокам плитка восьмиугольная, предположительно польского производства. Что касается кирпичей, то они не клейменые, во всяком случае, открытые обзору. Но у каждого жителя района есть возможность вложить в кладку свой именной кирпич. Для этого можно прийти в храм и внести пожертвование за свой кирпичик — вам выдадут именной сертификат.
И еще ответ на вопрос, который периодически всплывает – по поводу подземных ходов. Не было ходов. Под трапезной был подвал, где были установлены печи и воздуховоды для обогрева здания. Но никто не гарантирует сюрпризизов в будущем.
Будут восстановлены хоры, к ним будет вести лестница, возможно через чердак трапезной.
По поводу внутреннего убранства центральной части можно увидеть месторасположение, очевидно главных икон. Судьба самих икон неизвестна. История знает немало примеров, когда иконы храмов «всплывали» — кто-то хранил долгие годы, передавал по наследству. Известно, что сохранился Чудотворный соборный крест.
Правда над ним, надругались, но судьбе было угодно сохранить эту реликвию. В настоящее время, подреставрированный Крест находится в храме поселка Малеевка.
Пока стена, выходящая на площадь, не подверглась штукатурке, можно увидеть, что храм расписывался дважды, но сохранились очень небольшие фрагменты росписи, по которым сложно восстановить прежнюю картину.
Руководит стройкой священник Олег Денисюк. Который, кстати строитель по образованию и уже принял участие в восстановлении храмов в Демьяново, Тархово, Стреглово, а также часовни на вокзале.
Потом нас напоили чаем в маленькой трапезной, пристроенной уже позже. Ее тоже демонтируют, но позже. Вопросов задавали много, вспоминали, где что было. Здесь библиотека, танцевальный класс, кабинет директора, репетиционная, музыкальный класс. Все искренне радовались большим надеждам на то, что главный городской храм будет восстановлен в первозданном виде.
Конечно, это время и деньги. Дай Бог, чтобы все сложилось! И засияет «золотыми» куполами Троицкий Собор. И будет он таким, каким видели его Александр Сергеевич Пушкин и Петр Ильич Чайковский. И фотограф Василий Андреевич Беликов и многочисленные проезжающие.
Татьяна Кочеткова, фотографии Василия Кузьмина и Василия Андреевича Беликова