В библиотеке Высоковска состоялась встреча клинских и высоковских краеведов с потомками основателя мануфактуры и градостроителя Григория Лаврентьевича Кашаева и был гость из Москвы краевед Максим Лучинин. С интересными фактами о староверах поделилась Татьяна Кочеткова.
В 19 веке в Клинском уезде существовали старообрядческие общества старопоморского федосеевского согласия (беспоповцы), поморского согласия (беспоповцы) и белокриницного (рогожского) согласия (поповцы.) Наибольшее количество их проживали в Петровской волости 924 человека (341 мужчина и 583 женщины) из них 392 относились к беспоповцам, 488 к рогожскому согласию и 44 к преображенскому.
В Троицкой волости в деревне Ситники проживало 105 человек. Наиболее крупными старообрядческими деревнями являются Некрасино (390 старообрядцев-беспоповцев и 669 представителей традиционного вероисповедания) и Кузнечково (264 человека рогожского согласия и 48 представителей господствующей церкви).
Помимо этого в самом Петровском жили 24 старообрядца преображенского согласия, 84 человека при фабрике «Высоковская мануфактура» и в деревне Бакланово 214 старообрядцев рогожского согласия. Эти цифры – данные переписи населения от 1896 года.
Как сотрудничали Григорий Лаврентьевич Кашаев — основатель фабрики и градостроитель с Федором Алексеевичем Гучковым – фабрикантом ткацкого дела в Некрасино ещё до постройки в ней первой фабрики в 1864 году ничего неизвестно. Фактических документов нет, только те, что Кашаев купил у Гучкова ткацкие станки.
Именно это и дало повод для спора о документах озвученных Татьяной Кочетковой и воспоминаниями родственников Кашаева и в их поддержку выступили высоковские краеведы в лице Бориса Феофанова и Галины Садовой. Именно Галина и Борис с волонтерами очень активно работали на старообрядческом кладбище в Некрасино.
Ими вместе с родственниками и неравнодушными к истории людьми найдены захоронения Кашаевых, Виноградовых, Васильевых, Петровых, Григорьевых. Именно они нашли холм разделяющий староверническое кладбище на несколько частей в связи с захоронениями разных согласий. Они также вместе с прямым потомком Игорем Крюковым (правнук Ивана Никитича Кашаева) восстанавливают по крупицам семейное древо.
Разногласия также возникли по поводу дошедшего до нас здания в деревне Некрасино, которое высоковцы называют зданием Ссудного товарищества, построенного Кашаевым в 1849 году, но официальных документов пока нет и этот вопрос остался не разрешенным.
Также в помещении будущего музея истории города Высоковск начались отделочные работы, как собственными силами, так и помощью энтузиастов. Историческая тема старообрядчества приобретает весьма существенное значение.
Именно об этом рассказал автор этой статьи краевед Василий Кузьмин. Он поведал о нательных крестах староверов их отличительных чертах от нынешних православных («История нательного креста») и также поделился своими размышлениями о пуговицах когда-то носимых старообрядцами. В простонародье их называют пуговицы гирьки (благодаря их форме), но главное это рисунок на них и принадлежность к месту ношения («Пуговица-гирька царица полей»).
Желание у собравшихся краеведов и родственников было разобраться в собранных исторических воспоминаниях передаваемых из поколения в поколение и по крупицам восстановить действительность исторических событий и родственного жития старообрядческих общин.
К этому нужно относиться с уважением и постараться собрать все легенды, документы и воспоминания объединив их в одну общую папку для последующего создания книги о истории города.
Василий Кузьмин, фото автора, а также старинные снимки из архива родственников Кашаева любезно предоставленные для этой статьи