Посёлок Туркмен расположен в северной части Клинского района на границе Московской и Тверской области. Добраться можно на автобусе или на личном транспорте.
Историческая справка такова, как посёлок основан в 1926 году, для рабочих обеспечивающих торфоразработки. А вот название возникло после договора по обеспечению энергетическим торфом Реутовскую текстильную фабрику, которая в то время была передана Туркменской ССР и называлась «Туркмануфактура», отсюда название посёлка.
Также на это торфопредприятие высылались бывшие репрессированные, на поселение как 101 километр. Посёлок имел свой клуб, большую библиотеку, сад-ясли, банно-прачечный комбинат, бараки отапливаемые печами, в каждом доме 2 подъезда, а в них восемь 3-х комнатных квартир.
Самым знаменитым поселенцем с 23 июля 1954 года по 10 октября 1956 года был Варлам Тихонович Шаламов — русский прозаик и поэт, но жил и трудился в посёлке агентом по снабжению на Решетниковском торфопредприятии. Именно в это время им написаны знаменитые «Колымские рассказы».
А на встрече с артистом Вениамином Борисовичем Смеховым им были прочитаны стихи Варлама Шаламова.
Добраться до посёлка с то время было можно из Решетниково на узкоколейной железной дороге, на дизельной дрезине с 3-4 вагонами. В настоящее время ездит три раза в день рейсовый автобус. Но старый поселок выселен и бараки разрушаются временем. В заброшенных квартирах остались фотографии и вот здесь я их выложил.
Вот ещё немного из истории о поселке Туркмен, ведь в Решетникове для осуществления капитального ремонта пути на перегоне Москва — Бологое была открыта опытная путевая машинная станция (ОМПС).
Природа щедро одарила окрестности Решетниково ценнейшим полезным ископаемым — торфом. Добыча торфа здесь началась давно: в районе Санькова и Туркмена в 1897 году, в районе Алферово — в 1903 году. Работа велась вручную, объем заготовок был невелик.
В апреле 1918 года исполком Московского губернского Совета, рассмотрев вопрос «О торфяном деле» постановил: «о разработке торфяных залежей и недопустимости расхищения торфяных богатств».
В годы Великой Отечественной войны, когда торф приобрел особое значение как местный вид топлива, предприятием добывалось около 300 тонн топлива. Торф поступал в Клин на комбинат № 507, Высоковскую прядильно-ткацкую фабрику.
В 1910 году была открыта линия узкоколейки от Саньковского торфоболота до Высоковской прядильно-ткацкой фабрики. Станция в Высоковске стала называться Высоковск II, чтобы отличить её от ширококолейной станции.
В 1921 году были построены линии узкоколейной железной дороги на Решетниковском торфомассиве (район посёлка Туркмен). В 1927 году была построена линия от Решетниковского торфомассива до станции Завидово.
Вот это небольшая справка из истории. Жаль, что и сейчас всё уходит в небытиё вместе со знаменитостями уходят и возможности к добычи когда-то необходимого в стране топлива.
Василий Кузьмин, фото и видео автора
Очень трогательные фото.