Помочь приемной семье преодолеть трудности подросткового возраста: опыт центра «Алые паруса»

Подростковый возраст… Сколько книг написано на эту тему, советов, а все равно каждый родитель сталкивается со своими трудностями, ведь история развития каждого ребенка индивидуальна. В замещающей семье такие проблемы могут усугубляться за счет психотравм детей или осложняться периодом адаптации. Но все трудности решаемы, если рядом есть люди, готовые помочь. Рассказываем, как могут поддержать в непростой период приемную семью службы сопровождения, на примере конкретного кейса из опыта работы Центра содействия семейному воспитанию «Алые паруса» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Переходный возраст и адаптация нового члена семьи

Эта история началась примерно 5 лет назад. В тот момент в семье уже была 11-летняя приемная дочь, когда родители приняли еще одну малышку 5 лет. У старшей девочки начались проблемы взросления. И процесс адаптации младшей дочери совпал с затруднениями в воспитании старшей. В какой-то момент семье, подарившей двум разным девочкам тепло и родительскую любовь, стало трудно справляться самостоятельно с особенностями взросления их дочерей. Тогда они приняли решение обратиться за помощью в службу сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию «Алые паруса».

Первая проблема, которую выявили специалисты, была в том, что у старшей, Олеси, не были сформированы навыки опрятности, самообслуживания. Она не могла привести свое рабочее и спальное место в порядок, никак не хотела помогать маме в выполнении разных домашних дел. Младшая девочка маму слушалась в силу возраста, по инерции. Специалисты службы сопровождения, педагог и психолог, приходили в квартиру и видели следующую картину: комната девочек убрана, мама без сил, на взводе, девочки сидят по углам, никто из членов семьи друг с другом не разговаривает. Осложнялось все непоследовательностью родителей в воспитании. Когда только старшую девочку приняли в семью из Центра содействия семейному воспитанию, ей позволялось многое, ее баловали, пытаясь компенсировать этим ту заботу, что она недополучила в раннем детстве. Но потом к ней стали предъявляться определенные требования, к которым она не привыкла.

Специалисты совместно с девочкой составляли план на день, завели тетрадь, куда записывали хорошие и негативные поступки за день: пытались привить девочке стремление к саморазвитию, к познанию нового, мотивацию к учебе.

«Проблема была в том, что Олеся очень быстро ко всему остывала, то есть буквально две недели мы с ней тетрадку заполняли – и все, ей уже скучно. Я всегда придумываю что-то новое, делаю новое расписание или вообще меняю угол зрения на проблему, ищу другие подходы», − рассказывает психолог службы сопровождения Дарья Киселева.

Родителям нельзя забывать о себе

Мама жаловалась, что девочки не слушаются ее, что она устала повторять одно и то же: про уроки, про уборку в комнате. В какой-то момент женщина совсем отчаялась. Началась длительная работа с родителями приемных детей.

«Маму девочек немного перенастроили, объяснили, что пар надо выпускать. Говорили ей: «Не нужно наводить порядок перед нашим приходом». Впоследствии стали замечать, что девчонкам становилось стыдно и они стали убираться, сначала с нами вместе. И маленькими такими шажочками пришли к положительному результату. Олеся стала наводить порядок в комнате, даже делает замечания своей младшей сестре, которая сейчас как раз вступает в пубертатный период», − вспоминает Дарья.

С семьей психолог была на связи постоянно. «Со своей стороны мы работали и с мамой. Объясняли, что такое подростковый период, что это пройдет. Все должно идти последовательно, и это будет длительный период, надо на это настроиться, думать о себе тоже, и стараться стать ребенку другом и помощником», − рассказывает специалист.
Постепенно удалось изменить ход маминых мыслей, она стала больше думать о себе и о своих потребностях, у нее появилось внутреннее спокойствие.

Научиться доверять друг другу

В процессе работы службы решалась еще одна задача. Олеся долго не могла разговаривать с родителями, озвучить им свои желания. Не умела правильно выразить свои эмоции, поделиться сокровенным. «Олеся и хотела, может быть, извиниться иногда, что-то сказать маме или папе, но замолкала, закрывалась, уходила в себя. Вызвать на разговор ее было невозможно. Мы девочку учили проговаривать все мысли, обращаться к папе и маме. С другой стороны, объясняли родителям, что если ребенок наконец-то начал что-то говорить о своих чувствах, неважно в какой форме, резко или грубо, то просто нужно выслушать и стараться вникнуть, не перебивать и не спровоцировать ее замолчать, опять уйти в себя. Учили также взрослых слушать друг друга», − говорит Дарья.

Было время, когда девочка даже открыто говорила родителям, что ей скучно, неинтересно дома, что не хочется идти домой из школы. И она действительно вместо школы заходила к подруге, долго гуляла с ней, не предупреждая родителей. Они, конечно, очень переживали, наказывали, лишая гаджетов на время, но это не оказывало никакого воздействия на девочку: она еще больше упиралась, иногда обманывала. Маме с папой специалисты объяснили, что можно периодически отпускать дочь, растить уровень взаимного доверия. Родители учились искать компромиссы и находили, но это тоже было совсем не быстро.

«Конечно, у мамы было разочарование, что дочка ее обманывает. Очень длительная и кропотливая работа велась с этой темой. Хотелось, чтобы у мамы появилось доверие к ребенку и чтобы девочка научилась искреннему общению с родителями. Сейчас эта проблема решена», − говорит специалист.

Специалисты центра терпеливо и долго учили маму общению с подростком, конструктивному выстраиванию детско-родительских отношений. И понемногу все сдвинулось с мертвой точки. Сейчас эти отношения можно назвать не просто конструктивными, а гармоничными.

«Я чувствую, что мы с Олесей на одной волне, возникла гармония в наших отношениях. Конечно, бывает, и ругаемся, у нас совершенно разные характеры, но принимаем друг друга такими, какие мы есть. И спасибо огромное чудесным специалистам – они помогли нам пережить сложный пубертатный период. С младшей дочкой, думаю, таких проблем не должно возникнуть», − делится мама девочек. Работа с этой приемной семьей продолжается и сейчас.

Источник: Добро.Журнал

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама