Некоторые исследователи оценивают теософию Блаватской как одно из крупных современных религиозно-философских направлений Запада, а жизнь и творчество Елены Петровны – как занимающие особое место в истории философии. Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, у А.Эйнштейна книга всегда лежала на рабочем столе, а выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в творчестве.
Елена Петровна Блаватская (урожденная Ган) родилась в Екатеринославе (ныне Днепр) (31 июля) 12 августа 1831 года в аристократической семье. Мать ее была известной романисткой, а отец – военным (полковник-артиллерист). Бабушкой Елены с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая, известная своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду.
Мать Елены рано умерла от скоротечной чахотки, и девочка воспитывалась в доме бабушки и дедушки по матери. Детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом – в средней России, а затем на Кавказе.
Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Крайне своевольная, она не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей.
Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз и относилась к нему как способу обретения независимости. Этот брак по сути остался фиктивным. Через три месяца она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту, Греции и странам Восточной Европы, живя на деньги, которые ей присылает отец.
В 1851 году, в Лондоне, она встречает посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морию, или М. – под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству – и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.
Следующий период жизни биографы Блаватской описывают с затруднением, так как документальных свидетельств о нем не осталось. Это были годы странствий. Канада, США, Мексика, Южная Америка, острова Вест-Индии, Цейлон, Англия, Япония, Балканы, Египет, Сирия, Италия и, конечно же, Тибет… И это не полный список мест, где побывала в те годы Елена.
Весной 1873 года по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Она была готова представить миру древнюю Теософию в новой форме, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов…», родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых.
В ноябре 1875 года было официально объявлено о создании Теософского общества. Ведущая цель Общества была обозначена как «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной». Сторонники стремились к созданию ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи, к исследованию необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.
В сентябре 1877 года в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton’a вышел в свет первый монументальный труд Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней. По мнению нью-йоркской Herald-Tribune, книга явилась одним из «выдающихся творений века», другие газеты и журналы высказались в таком же духе.
8 июля 1878 года Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет.
Проработав ещё три года в США, она уехала в Индию, где в Бомбее была устроена штаб-квартира Общества. В октябре 1879 года начал издаваться первый теософический журнал The Theosophist (выходящий по сей день), редактором которого становится Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран.
В мае 1882 года штаб-квартира Общества переезжает в Адьяр, близ Мадраса. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософическом журнале ценнейшие научные материалы.
В 1884 году Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над «Тайной Доктриной». Весной 1887 года по приглашению английских теософов Елена Петровна переезжает в Лондон. Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом.
Он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 года. «Тайная Доктрина» венчает литературную деятельность Блаватской.
Елена Петровна Блаватская скончалась 8 мая 1891 года во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Лондоне.
Источник: www.calend.ru