Музей железных дорог России, открывшийся в Санкт-Петербурге 30 октября 2017 года является одним из самых крупных музеев железнодорожной тематики во всём мире. Ранее экспонаты музея располагались на Варшавском вокзале, а сейчас на новой площадке рядом с Балтийским вокзалом по адресу: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корпус 2. В этой статье мы поговорим про музей и его экспонаты.
О музее
Территория музея — более 50000 квадратных метров включает в себя наружнюю и внутреннюю экспозицию. Часть экспонатов находится под крышей, а вторая часть — на улице.
Экскурсии проходят через легендарные экспонаты железнодорожной техники, среди которых электровозы, тепловозы, рельсовые автобусы, автомотрисы, электропоезда.
39000 квадратных метров занимает наружная экспозиция, что по размерам сравнимо с 5 футбольными полями. 118 уникальных подвижных составов находится на территории. Кроме этого имеется 44 мультимедийных инсталляций.
Поход по музею начинается с внутренней экспозиции, в которой находится огромное количество экспонатов. Почему экспонаты уникальные и легендарные? Сейчас расскажем.
Паровоз С.68 — единственный сохранившийся в мире экспонат. Построен в 1917 году. Был спасён от утилизации благодаря действиям участников Московского клуба любителей железных дорог, которые сумели привлечь к паровозу внимание глав Министерства путей сообщения Советского Союза.
Паровоз Од-1080. Один из самых маленьких паровозов, как и знаменитая Ов.
Этот же паровоз, но уже справа от него служебный вагон Китайской Восточной железной дороги, который был построен в Риге ещё в 1900 годах.
В некоторые пассажирские вагоны можно войти и почуствовать атмосферу тех времён.
На территории музея также действует кафе. Выполнено оно в виде вагона-ресторана, что также придаёт посетителям «вау-эффект».
Паровоз отца и сына Черепановых. Самый первый Российский паровоз, с которого началась история паровозостроения. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835. Железнодорожный путь, по которому ходили паровозы, имел ширину колеи 1645 мм (2 аршина и 5 вершков).
Рядом с каждым экспонатом указана его серия и номер, можно почитать более подробно. Паровоз в разрезе и его соотечественники.
А это — паровоз СО17, расшифровывается как Серго Орджоникидзе. Установлен на поворотном круге. Стоит отметить, что действующие паровозные круги до сих пор остались на железных дорогах страны. Например, в музее депо Подмосковная в Москве такой круг является действующим и через него паровозы передислоцируются с одного пути на другой.
Грузопассажирский тепловоз ТЭ2, сохранившийся в отличном виде, как и все другие экспонаты.
Не менее легендарные тепловозы ТЭП70 и ТЭП10 «Стрела». И если первый можно увидеть с поездами и в наше время немного с изменённым внешним видом, то второй — только на музейных площадках.
ЧС4 — чехословацкий пассажирский электровоз переменного тока, получивший ласковое, на наш взгляд прозвище «Аквариум» из-за количества окон в кабине. Один из самых популярных пассажирских электровозов в России, а для некоторых — электровоз детства.
Если ЧС4 — электровоз переменного тока, то следующий его собрат — это ЧС2, постояннотоковая машина. Он также был построен Чехословацким заводом Skoda и тоже получил прозвище железнодорожников — «Чебурашка».
Помнят его абсолютно все, ведь с пассажирскими поездами они встречались вплоть до 2012 года (мы говорим про Свердловскую железную дорогу), хотя раньше он был основным электровозом, который отвозил и привозил поезда в Москву. Вот такая надёжная чехословацкая техника была построена на много лет.
Как же без Владимира Ленина? Он же ВЛ23. Самый первый грузовой электровоз этой серии.
Маневровый тепловоз ТЭ5, имеющий необычный внешний вид для маневрового тепловоза.
А это, как мы поняли — имитация нарядчика локомотивных бригад. От них зависит график работы локомотивных бригад.
Ещё один паровоз и легендарный тепловоз ТЭП80-0002. Именно на этом тепловозе 5 октября 1993 года железнодорожниками был установлен мировой рекорд скорости — 271 км/ч, который не побит до сих пор, но и не занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Нынешний сапсан на линии Москва — Санкт-Петербург ездит со скоростью не более 250 км/ч. Этот тепловоз внушал огромный потенциал, но к сожалению остался в музее.
Ещё один чехословацкий электровоз. На этот раз скоростной — ЧС200-002. Переходной вариант, ведь с номера 003 внешний вид его был изменён. Эти электровозы до сих пор иногда возят скоростные поезда «Невский Экспресс» из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Настоящая колёсная пара и в масштабе.
Есть множество информативных стендов с макетами.
Благодаря нажатию одной кнопки, на макете появляется экспозиция.
Все части макетов подвижные.
Автомобиль Москвич-407 находится здесь не просто так.
Инсталляция на тему «Железнодорожный переезд» во главе с советским тепловозом ТЭ7.
Пульт дежурного по станции.
Два пассажирских эспоната. ЧС1 появился раньше, чем ЧС2, но не в таком массовом количестве. А правее — паровоз П-36 «Генерал», который можно увидеть на ретро-турах даже в нынешнее время в полностью рабочем состоянии. Такие паровозы участвуют в различных экспозициях.
ТЭ3 — легендарный советский тепловоз, на основе которого было создано множество других тепловозов. Также он снимался во многих фильмах. ТЭ3 — неотъемлемая и памятная часть истории советского железнодорожного транспорта. У железнодорожников эта машина получила ласковое название «Ласточка», а на БАМе его называли «Дракон».
Следующие два тепловоза — абсолютно одинаковые, но производители у них разные. ДА-20-09 является Американским тепловозом.
А ТЭ1-20-135 — Российским.
Ещё одна экспозиция времён Великой Отечественной войны.
Ещё один паровоз серии СО17 и Су.
Румынская автомотриса, которая когда-то занимавшаяся перевозкой начальников железной дороги.
Ссм-14. Советский электровоз, но уже модернизированный. Сам Сс (Сурамский советский) стал первым электровозом, построенным в Советском Союзе.
Ещё один паровоз, похожий на Американский.
Электровоз-«шпион». Почему так? Потому что его серия изменялась много раз. Щ-ЭЛ-1. Является одним из двух первых в мире действующих магистральных тепловозов. Построен по проекту инженера Я. М. Гаккеля. Первый в мире тепловоз с тележечным экипажем. Автором проекта кузова, а также детальной проработки ходовой части был главный инженер Путиловского завода профессор А. С. Раевский. Этот тепловоз очень длинный и высокий.
Ещё одним из плюсов является то, что можно подняться по лестнице на вверх и посмотреть на экспонаты с высоты.
Внутренняя экспозиция заканчивается на весьма большом количестве экспонатов, но снаружи не менее увлекательно и интересно.
Скоростной поезд «Сокол-250». Это наша техника, наш скоростной поезд, производителем которого являлась компания по строительству подводных лодок «Рубин». Пассажиров перевезти он так и не успел — к сожалению, ввиду массовых недостатков, в серию не пошёл и остался в музее. Три вагона находятся здесь, а ещё три — в Москве.
ЭР200 и вагон скоростного поезда «Аврора». ЭР200 стал настоящим почётным ветераном, перевозившим пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург и обратно на скорости до 200 км/ч.
На его замену должен был прийти «Сокол-250», но пришёл «Сапсан».
Электричка ЭР10 с тремя тамбурами.
И её «сестра» — очень популярная в советское время круглая ЭР2 или просто «глобус» — настоящая любовь ценителей железнодорожной техники.
2ТЭ121 — магистральный грузовой тепловоз с электропередачей, эксплуатировавшийся на железных дорогах СССР, России и Украины. Внешний вид внушает доверие и выглядит весьма необычно.
Ещё один Владимир Ленин. ВЛ8 в то время, как сейчас ВЛ10 — был очень популярной машиной.
Деревянный снегоочиститель Биерке. Вполне вероятно, что где-нибудь подобные ещё используются.
А это не электричка, хотя выполняет роль пригородного поезда. Рельсовый автобус РА1 — именно так он называется. Да, есть не только обычные автобусы, но и рельсовые. Этот — опытный образец, на основе которого в серию пошли более доработанные рельсовые автобусы серии.
Тепловоз М62 — очень популярный и по сей день. Но состав этого поезда ранее считался секретным. БЖРК — Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс.
Маневровый тепловоз ТЭМ1, которые сейчас на ходу встретить практически невозможно.
Ещё один маневровый тепловоз — это ЧМЭ3. В этом музее самый первый экспонат. Очень популярный чехословацкий тепловоз. Известен по всему миру и до сих пор эксплуатируется во многих странах, в том числе и в России.
ВМЭ1 — Венгерский маневровый тепловоз. Встречал его кто-нибудь вживую во время выполнения работ?
Он же, но с другой стороны. А слева ТГМ3.
ТГМ3 — ещё один советский тепловоз. В настоящее время можно встретить более современные тепловозы этой серии на частных предприятиях.
Встречаем ещё одного Владимира Ленина. ВЛ41 с загадочным кузовом.
Тепловоз ТГМ1 — первый серийный советский маневровый тепловоз с гидропередачей, спроектированный и строившийся Муромским тепловозостроительным заводом.
Автомотриса АДМ. Инсталляция «ремонт контактной сети». Таких в наше время осталось довольно много. Кстати, там сверху — макет рабочего.
Слева — самая настоящая тяговая электростанция. Тепловоз ТГЭ, выпускавшийся австрийским заводом Jenbacher Werke (Иенбахер Верке).
Более современный Владимир Ленин — ВЛ82М. Грузовой двухсистемный электровоз. Некоторые из таких переоборудованы в пассажирские и ныне ездят на Украине.
ВЛ60К — ещё один легендарный электровоз. Первый советский магистральный грузо-пассажирский переменного тока, запущенный в крупносерийное производство.
Почти два брата-близнеца.
Электровоз Фк07 — электровоз переменного тока, строившийся во Франции по заказу Советского Союза. На сегодняшний день из всех пятидесяти электровозов серии Ф, поставленных в СССР и эксплуатировавшихся на Красноярской железной дороге, сохранился лишь один ФК-07, являющийся экспонатом Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге.
ТГ102 — грузопассажирский двухсекционный тепловоз.
А это — самый первый тепловоз М62. Он также популярен, как и первый ЧМЭ3, который вы уже увидели выше. Тепловоз используется как в пассажирских, так и в грузовых, а также в хозяйственных перевозках. Проще говоря — он универсальный, на его базе создано огромное количество модификаций по всему миру.
На осмотр всех экспонатов ушло около трёх часов. Если рассматривать их более детально, читать историю того или иного локомотива — времени уйдёт больше. Поэтому, музей железных дорог является тем местом, где можно провести время, а также узнать о тех или иных достижениях железной дороги.
Как добраться
Как мы уже сказали, музей находится неподалёку от Балтийского вокзала а также в 300 метрах от метро Балтийская. Также можно доехать на автобусах: 10,67Б, 65, 43, 1МБ, 1М, 67, 71, 833А, 833, 844Т, 888, троллейбусах: 3, 8. Для автомобилистов доступна парковка в Гатчинском дворе.
Режим работы
Музей работает четыре дня в неделю: среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00 (по средам до 21:00).
Стоимость билетов
Взрослый — 300 рублей;
Пенсионер, студент, школьник — 100 рублей. Имеются льготы.
Другие возможности
Также есть гардероб, аудиогид, посещение для людей с ограниченными возможностями, сувенирный магазин.
В заключении
Стоит выразить благодарность работникам музея за такую шикарную экспозицию, которую хочется посещать снова и снова.
Фото и текст являются собственностью сайта infoce-klin.ru.
При копировании просьба указывать источник.