История нательного креста

Расскажу об истории ношения креста на груди (по-славянски грудь – «перси»), так называемого наперсного креста. Спаситель был распят не на аккуратном, обструганном Кресте, который часто изображают на иконах или картинах. И на место казни, на Голгофу, Спаситель нес не такой Крест, как тот, который у нас часто изображают.

В то время вертикальные столбы были намертво вкопаны в месте казни, и осужденные на смерть несли лишь верхние перекладины, столбы, необструганные и грубые. На Голгофе руки осужденных прибивали к горизонтальной перекладине, и затем эту перекладину подтягивали наверх и вкладывали в специальную ложбину.

Затем прибивали осужденному на казнь ноги. Получался Т-образный крест. И уже над всем водружали табличку с описанием вины казненного.

На таком кресте и был распят наш Спаситель. В христианской символике такой грубый, исторически реальный крест претерпел стилизацию под давно известный символ Креста.

В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути
Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами тельники (небольшие нательные кресты) и. энколпионы.

Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры.

Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Крест большой
Крест большой

Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.

Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты.

Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения.

Когда крест вписывается в круг (в простонародье называется «лепесток»), его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды. Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым — Христом.

Крест лепесток
Крест лепесток

На крестах 11-го — 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м — 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении (в Греции такого обычая не было, в Греции крест использовался за богослужением и в качестве орнамента на облачениях, на церковной утвари).

В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Крест обломок
Крест обломок

В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек.

Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Разумеется, что при изображении Креста Господня на православных нагрудных крестах не ставилась задача максимально точно показать орудие казни, тем более что подробных описаний Креста Господня не сохранилось. Главным было, как и при изображении фигуры Распятого Спасителя, выразить догматическую идею Крестной Жертвы.

Малый крест
Малый крест

Поэтому на древних нагрудных крестах орудие Крестной казни или вообще отсутствует или только слегка выступает из-за фигуры Распятого.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях.

Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется Iс хс (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.

Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте.

Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость.

Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона. На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева.

Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.

Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца. Старообрядческие нательные кресты — тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.

Василий Кузьмин, фото из архива автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама