В Клину, в выставочном зале имени Ю. В. Карапаева, открылась персональная выставка заслуженного художника РФ Романа Фашаяна, приуроченная к его юбилею.
… И в безоблачные 1960-е, спустя два десятилетия, война возвращалась, напоминая о себе сохраненными в семьях повестками. Возвращалась, напоминая о себе фронтовиками, живущими рядом или в соседней квартире.
Роман, бакинский мальчишка, грезивший о том, чтобы стать художником, словно рокот моря в морской раковине, слышал раскаты залпов Великой Отечественной в многозначительном и красноречивом молчании своего деда, дошедшего до Берлина и упорно не желавшего рассказывать внуку о пережитом за те четыре страшных года.
Только слезы текли по морщинистым щекам. А еще – в интонации песен соседа-инвалида, дяди Володи, собиравшего в их уютном дворике в местечке, что в народе звалось «Хутором», и стар, и млад.
Дядя Володя вернулся с войны с орденом Красной Звезды, тремя медалями «За отвагу» и трофейной гармонью.
В боях при освобождении Варшавы лишился ноги.
И все же, несмотря на рану, которая при его попытках ходить на протезе всякий раз открывалась и тогда он криком кричал от боли по несколько дней, а когда рана затягивалась, переходил на опостылевшие костыли, сердце его не ожесточилось.
Закурив любимый «Казбек», он рассказывал детворе фронтовые истории, стараясь вспоминать что-то смешное, ведь на войне, случалось, люди действительно смеялись чьей-то незамысловатой шутке.
При этом он избегал разговоров о тех ужасах, что довелось пережить ему и таким же, как он, бойцам Красной армии, отстоявшим Родину, стараясь не пугать дворовую ребятню кровавыми подробностями.
Таким он и остался в памяти Романа – настоящим русским, советским солдатом, наследником великой славы героев государства Российского.
И уже тогда, в детстве, ощущая в себе тягу к творчеству, Роман дал себе слово воплотить героев в металле. Именно в металле, ибо ничто иное: ни живопись, ни графика, как он прежде считал, не способны воздать должное тем, кто не жалел своей жизни, чтобы избавить его и миллионы других мальчишек и девчонок нашей Родины, от коричневой чумы.
… Прошло много лет. Бакинский мальчуган стал признанным скульптором, чьи произведения хранятся в различных частных коллекциях по всему миру.
А вот эта тема его не отпускала. Он быть может, в еще большей мере, чем раньше, ощущал себя в неоплатном долгу перед ветеранами той далекой и ужасной войны.
Ощущал потребность вернуть то время великих подвигов этих людей их потомкам, дабы они вновь ощутили высочайшую стоимость поступков своих отцов и дедов.
И вот, два года назад он, наконец, увидел, какой должна быть скульптура, посвященная дяде Володе, многим тысячам таких же русских солдат, чьи судьбы были сломаны войной, но освящены чувством честно, по-мужски, исполненного долга.
Два года назад он отлил в бронзе фигуру вернувшегося с полей Великой Отечественной воина на костылях и с гармонью за спиной, назвав свою работу: «Ком в горле».
Этот памятник, возле которого посетители подолгу задерживаются, и предваряет экспозицию, главной темой которой, конечно же, является патриотизм.
Рядом бронзовая скульптура другого человека, прошедшего войну, но не утратившего любовь к людям – Юрия Владимировича Никулина. Великий клоун в привычных его цирковому образу кургузом пиджачке и коротковатых брюках, словно продолжает дарить радость и тепло публике, пришедшей на его представление. В бронзе выполнены и скульптуры, воплотившие облик К. К. Рокоссовского, Г. К. Жукова и других легендарных советских полководцев.
Победа в самой страшной в истории войне была бы невозможна без ощущения нашими воинами того, что их дома с нетерпением ждут матери. Генерал Шарль де Голль, говоря о роли советских женщин в Великой Отечественной, отмечал, что к их ногам должно сложить все цветы мира. И сотворенная из белого мрамора композиция «Мамины руки» – это своеобразная дань благодарной памяти художника удивительным женщинам, имя которым «мама».
Напоминает мэтр своими скульптурами и о великих государственных деятелях: императрице Екатерине II, военачальнике и министре внутренних дел в царствование Александра II М. Т. Лорис-Меликове.
В торжественной церемонии открытия выставки приняла участие глава городского округа Клин Алена Сокольская, тепло поздравившая заслуженного художника России Р. Фашаяна с 60-летием, вручив ему Почетный знак «За труды» Московской областной Думы, и поблагодарившая его за предложенную вниманию жителей подмосковного города замечательную экспозицию. С поздравлениями выступили также коллеги и друзья юбиляра.
Источник: zelao.mos.ru