Преподаватель, готовивший нашу сборную, рассказал, чем удивили задания и кто был главным соперником россиян. 50-я Международная физическая олимпиада прошла в израильском Тель-Авиве. Российская сборная показала один из лучших результатов и вернулась с четырьмя золотыми и одной серебряной медалью. Причем все высшие награды завоевали московские школьники: ученики школы № 1589 Григорий Бобков, Алексей Шишкин, Владимир Малиновский и Андрей Панферов из школы-интерната имени А. Колмогорова.
Физическая олимпиада собрала 384 школьника из 78 стран со всех континентов. Состязания проходили с 7 по 15 июля и включали два тура: теоретический и экспериментальный. Помимо этого для школьников и их сопровождающих были организованы насыщенные культурные программы, но разные — ребята не должны пересекаться с преподавателями, таковы правила.
Одним из преподавателей, готовивших нашу сборную, был учитель физики из школы № 1589 Виталий Шевченко. Он рассказал mos.ru, как проходила подготовка, чем удивили задания и кто были основными соперниками российской сборной.
— Виталий Андреевич, как вы оцениваете результат нашей сборной?
— Это хороший результат, один из типичных наших результатов. Мы последние, наверное, лет пять-шесть так выступаем. Исключение — 2017 год, тогда у нас было пять золотых медалей.
— Сколько всего ребят было в команде?
— В команде пять участников, и все приехали с медалями. В сборную вошли трое учеников из школы № 1589, один школьник из специализированного научного центра МГУ и еще один — из многопрофильного лицея Вологды. Все те, кто попал в сборную, были на Азиатской олимпиаде в мае.
— Где вы брали задания во время подготовки?
— Есть большой пул заданий с прошлых олимпиад и других мероприятий, не только международных. С нами делятся задачами румынские, китайские коллеги. Это не какая-то база заданий, все на уровне личного общения.
— Сколько времени ушло у вас на подготовку ребят?
— На этот вопрос нет конкретного ответа. Дело в том, что в основном на результат влияет самоподготовка, то есть нет такого, что мы встречаемся каждый день и решаем задачи. Для каждого есть свои комфортные режимы, а мы предоставляем детям соответствующие условия. Если школьник решил какой-то объем задач, он просит еще, мы ему даем их.
Поэтому сказать, сколько часов это занимало, невозможно, все индивидуально для каждого. Каждый работает в своем режиме, пытается взять весь объем, но не у каждого это получается, поэтому все очень по-разному.
Иногда ребята приходят на подготовительные занятия вместе, иногда — по отдельности. Их немного, поэтому мы можем практиковать индивидуальный подход и подстраиваться под каждого.
— Как была организована олимпиада?
— Мы поехали в Тель-Авив двумя группами. Школьники — на день раньше, чтобы у них было время отдохнуть перед церемонией открытия. Она была назначена на вечер дня заезда, и часть делегаций привозили прямо из аэропорта на церемонию открытия. Мы решили отправить ребят пораньше и правильно сделали.
— Расскажите про культурную программу.
— У школьников культурная программа была все время, кроме двух дней, когда они решали задачи. У нас культурная программа была два дня. В первый организовали экскурсию в Иерусалим. Также ездили в Хайфу и Назарет, а после того как у ребят закончились туры, мы встретились с ними в городе Акко.
— Почему у школьников была своя программа, у вас — своя?
— Потому что по правилам международных олимпиад школьники и их преподаватели не должны пересекаться, пока не закончатся туры. У ребят даже телефоны забирают, когда они прилетают на олимпиаду.
— Уровень сложности заданий был ожидаем для вас?
— Мы ожидали, что будет необычно, и это подтвердилось. Как правило, олимпиады такого уровня включают в себя задачи по космологии, гравитации и другим разделам, которые имеют отношение к современной физике.
Здесь школьникам предложили задачи, для решения которых нужно было понимать суть физических явлений, но с простыми объектами. Все были очень довольны заданиями, потому что научить космологии старшеклассника настолько, чтобы он хорошо в ней разобрался, невозможно, а задачи по ней часто попадаются на олимпиадах.
В этот раз все было по-другому: была задача про пружинку Слинки, была задача про микроволновку и еще про очень интересный термоакустический эффект. В общем, комплект заданий был очень классный. На эксперименте тоже задачи были неплохие. Они были несложные, но хорошо исполненные, там было над чем подумать. В общем, находчивость там требовалась в гораздо большей степени, чем это обычно бывает на олимпиадах.
— Вы сказали, что предполагали необычные задания заранее. Почему?
—В 2011 году в Тель-Авиве проходила Азиатская олимпиада по физике, на которой были необычные задания. Поэтому логично было предположить, что и в этот раз организаторы приготовят для участников что-то интересное.
— Можете выделить основные страны-участницы и главных соперников?
— Это Китай, Россия, Корея, Вьетнам, Сингапур, Соединенные Штаты. По медалям у нас третий результат, по сумме баллов — второй. Первый результат у Китая, который, пожалуй, и был нашим главным соперником.
Источник: www.mos.ru