Граф, майор, джентльмен. Пять иностранцев в исполнении Александра Ширвиндта

Народный артист России 19 июля 2019 года празднует 85-летний юбилей. В честь праздника вспоминаем его лучшие роли.

Художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт — один из главных иностранцев советского и российского кино. Тем, кто видел его в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» по повести британского сатирика Джерома К. Джерома, сложно признать другого исполнителя роли Самуэля Уильяма Харриса даже в многочисленных британских экранизациях.

На протяжении своей карьеры Александр Анатольевич воплотил множество образов иностранцев. Не произнеся ни слова на французском, итальянском, английском на экране и сцене, он становился настоящим французом, итальянцем, англичанином. Как ему это удавалось — в материале mos.ru.

Граф Альмавива. Телеспектакль Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1974)

Спектакль Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше шел на сцене Московского театра сатиры с 1969 по 1987 годы. Эта постановка стала последней в жизни Андрея Миронова. 14 августа 1987 года исполнитель заглавной роли потерял сознание во время второго акта. Его лучший друг и коллега Александр Ширвиндт, игравший графа Альмавиву, подхватил артиста на руки и унес за кулисы. Через два дня Миронов ушел из жизни. Вводить нового актера на роль Фигаро не стали, и спектакль, в течение 18 лет собиравший полные залы, вышел из репертуара. Увидеть его сегодня мы можем благодаря телеверсии, сделанной в 1974 году.

Роль Альмавивы — порочного графа, заскучавшего в компании благодетельной супруги и ищущего развлечений среди служанок, — одна из самых известных в творческой биографии Ширвиндта. В его исполнении граф — не липкий неприятный тип, а очаровательный негодяй, продукт своей эпохи со всеми ее жуткими гримасами вроде «права первой ночи». Ему как будто бы и не хочется им пользоваться — лень и скучно — и, кажется, он искренне рад, обнаружив в финале собственную супругу, пришедшую на тайное свидание в костюме своей горничной.

Альфред Шато-Жибюс. «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе (1976)

Двухсерийный музыкальный телефильм «Небесные ласточки», снятый по мотивам французской оперетты XIX века «Мадемуазель Нитуш» в 1976 году, приковал к экранам весь Советский Союз. Комический сюжет о девушке, воспитанной монахинями и мечтающей петь в оперетте, и ее учителе пения, тайно зарабатывающем сочинительством, покорил и детей, и взрослых. А песни мэтра советских музыкальных фильмов, композитора Владимира Лебедева и поэта Виктора Уфлянда напевали все граждане, не лишенные слуха, голоса и хорошей памяти.

Актерский состав в ленте подобрался звездный: Александр Ширвиндт, Людмила Гурченко, Андрей Миронов. Исполнительница главной роли Ия Нинидзе, которой к моменту съемок исполнилось 16 лет, сперва чувствовала себя не в своей тарелке, однако быстро освоилась благодаря поддержке старших коллег.

Александр Ширвиндт в «Небесных ласточках» сыграл майора Альфреда Шато-Жибюса, брата матери-настоятельницы пансиона и горячего поклонника примы парижского театра варьете. Роль досталась ему почти случайно.

Изначально Леонид Квинихидзе рассчитывал, что Шато-Жибюса сыграет Владимир Высоцкий, но тому пришлось отказаться из-за чрезмерной занятости. Тогда режиссер пригласил на роль совершенно иного по типажу актера. В исполнении Ширвиндта майор из страстного порывистого ревнивца, каким он был задуман создателями легшей в основу фильма пьесы, превратился в слегка флегматичного, нежного и мечтательного человека, и второстепенный персонаж стал одним из самых ярких и запоминающихся.

Сэр Самуэль Уильям Харрис. «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана (1979)

Однажды трое скучающих джентльменов, попивая чай из фарфоровых чашек и закусывая бисквитами, приходят к выводу, что в их жизни не хватает приключений. Вскоре они отправляются в путешествие по Темзе в лодке, набитой всякой всячиной, которая может понадобиться в таком серьезном предприятии. По пути друзья встречаются с комическими испытаниями бытового характера и жителями Англии, не все из которых оказываются джентльменами. Таков в общих чертах сюжет книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Сценарист Семен Лунгин и режиссер Наум Бирман нанизали на этот костяк новые детали, адаптировали британский юмор для советского зрителя и сдобрили все песнями. «Где вы видели таких англичан?» — возмущались критики, а простые зрители были в восторге. Еще бы: троих джентльменов сыграли любимцы публики Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов.

Актеры, чья дружба началась еще в детстве и продолжилась в труппе Московского театра сатиры, очень любили этот фильм и называли его историей о них самих. Съемки в ленте стали для них приключением, как и для их героев.

Натурные сцены «Троих в лодке…» сняли скоростными темпами за месяц — в плотном гастрольном графике Миронова нашлось только 30 свободных дней. Англию снимали в окрестностях Калининграда, роль Темзы сыграли реки Неман и Шешупе. Легко одетые по старой английской моде актеры замерзали по-настоящему (в перерывах между сценами им привозили с берега грелки с горячей водой), но не переставали веселиться.

Многие шутки вошли в готовый фильм. Например, в одной из сцен герои выстраиваются в пирамиду, стоя в шлюзе, а потом падают в воду. Падение не было запланировано — просто Андрею Миронову пришло в голову, что будет забавно пощекотать Михаила Державина.

Леонидо Папагатто. «Миллион в брачной корзине» Всеволода Шиловского (1985)

Сложно сказать, породила ли картина Всеволода Шиловского советский миф об итальянской семье, в которой все кричат, или только использовала его. Актер Всеволод Шиловский, взявшийся за экранизацию итальянской пьесы 1956 года «Моя профессия — синьор из общества», действовал по наитию — это был его режиссерский дебют в полнометражном кино.

«Миллион в брачной корзине» он снял на Одесской киностудии за 17 дней отпуска во МХАТе и позже говорил, что переделал бы в фильме все. Тем не менее, картина была популярной — ее посмотрели 40 миллионов зрителей. Секрет успеха — точное попадание в приметы времени. Главный герой, умный и энергичный пройдоха Леонидо Папагатто в исполнении Ширвиндта, придумавший аферу с созданием общества помощи бедным семьям, — типичный представитель советских восьмидесятых, предприимчивый человек.

Джордж Стефенсон. «Чокнутые» Аллы Суриковой (1990)

Ширвиндт играл иностранцев не только в фильмах о заграничной жизни. Его часто приглашали на роли гостей из-за рубежа. В трагикомедии Аллы Суриковой «Чокнутые», посвященной началу строительства первой российской железной дороги, он сыграл реального исторического деятеля — английского инженера Джорджа Стефенсона, изобретателя паровоза и одного из отцов железной дороги. К нему приезжают герои фильма — австрийский инженер Отто фон Герстнер (еще один реальный исторический персонаж, сыгранный Ульрихом Плайтгеном), поручик Родион Иванович Кирюхин (Николай Караченцов) и его возлюбленная Машенька (Ольга Кабо).

Герой Ульриха Плайтгена говорит с акцентом, иногда сбиваясь на родной немецкий язык, а вот Александру Ширвиндту не пришлось добавлять к своей речи ни одного английского слова, чтобы создать достоверный образ героя. Сурикова подчеркивает это — Стефенсон общается с героями через героиню Ольги Кабо, взявшуюся за роль переводчицы, а по сути переводящую его слова с русского на русский. Нездешняя манера держаться, гордый поворот головы, улыбка — перед нами самый настоящий сын Туманного Альбиона.

Источник: www.mos.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *