Олега Усова, многие читатели знают, как профессионального фотографа, а вот о его работе с деревом, как опытного мастера в реставрации старинной мебели и изготовлении новой, известно мало. Эту любовь к работе с деревом привил ему его талантливый дед Константин Иосифович Петухов.
Именно своими воспоминаниями про своего деда, он и поделился, его внук Олег Усов.
— Дед мало рассказывал о себе, но больше любил делиться рассказами по истории Клина, о краеведении, о знакомстве с родственниками Сергеея Ивановича Танеева. Он много писал материалов в районную газету и также вышла книга с названием «Елани» с его рассказами, воспоминаниями и путевыми заметками.
Мой дедушка был знаком с родственниками Танеева и они немного рассказывали о Владимире Ивановиче Танееве. И как бы сказать правильно, он заигрывал с большевиками, но не был их поклонником, а оставался барином «до мозга и костей».
А ведь в то время требовали показать отношение к новой власти, модно было об этом говорить. Не будучи в оппозиции к власти держал и свой уровень в отношениях с властью. Поэтому и В.И. Ленин и дал ему охранную грамоту на усадьбу, а в простонародье — эти места и называли «Бариново поле». Это сейчас появилось много новодельных, ряженных, которые лучше всех как нужно правильно жить, а В.И. Танеев был настоящим барином.
Да, ещё мой прадед был почти Нэпман (разговорное название предпринимателей в Советской России и СССР в период НЭПа 1921-1931). У него был буфет на клинском железнодорожном вокзале, но до начала репрессий в 1924 году он его закрыл. Но он всё равно попал в списки на ссылку, но так как сестра деда Константина входила в женсовет, ей удалось уберечь родственника и спасти большую семью от репрессий.
Дед всегда излучал позитив, даже во всех пессимистических ситуациях, как бы не было в жизни тяжело. Дедушка Константин родился в Ильинской слободке и с женой своей здесь же познакомился, а прожил свою жизнь в Клину. Учился педагогическом техникуме и после учёбы был направлен в Армению учителем русского языка.
Ему потом в современное время, много писали писем с Армении его бывшие выпускники. И как раз когда должна была родиться моя мама в 1941 году, он с женой приехал в Клин. Дед ещё видел, как немецкие самолеты в заходили пике и бомбили Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в городе Истра.
В армию был призван простым солдатом. Про фронт он вообще практически не рассказывал, но знаю, что попал в окружение, переодевшись в штатское, попал в гражданский плен. Будучи на привале нашел кусок картона и стал рисовать, немецкому охраннику этюд понравился.
Это дало ему возможность передвижения в плену, а потом уже сговорившись между пленными успешно бежал вместе с друзьями. И попали к партизанам. Будучи на территории Белоруссии, после длительных проверок воевал в партизанской бригаде легендарного героя Белоруссии Константина Заслонова.
И когда немцы для уничтожения этой партизанской бригады загнали их в болото, а это не только мужчины, но женщины и дети. Вот тогда дед получил сильное обморожение и в 1944 году он был комиссован. Вернулся в Клин, стал также, как и его жена — Антонина Ивановна преподавать в сельской школе.
У бабушки Антонины была врожденная грамотность и понимание русского языка. Дедушка бывало что-то напишет, и литературно всё в норме, а вот орфографию отдавал жене перепроверить.
Из воспоминаний внука из общения с дедом Константином Иосифовичем:
— Ещё важно то, что ещё ребёнком он взял меня на встречу партизан в Москве в Измайловском парке. Дедушка был в президиуме, а я был в зале. Потом был банкет в ресторане «Русский лес». Я с дедом сидел в середине стола и он мне показывал вот мол видишь во главе стола, мужичек, балагурит громче всех и размахивает руками, а вся грудь с медалями про войну.
Во время войны ему было пятнадцать лет, ни в каких боевых действиях он участия не принимал. Он просто пас коров. А сейчас он чуть ли не самый главный. А потом показал другого человека. Ему тоже было пятнадцать лет, но он был в разведке, он лично расстрелял немецкую шпионку и он сидит в простом костюме без медалей.
Вот это и есть сравнение не тот кто много говорит, является героем, а вероятнее тот кто молчит и не хвалится своими подвигами. Мой дед практически никогда не одевал свои награды, не пользовался правом взять что-то без очереди. А ответ был прост: — «Я не за это воевал!
На фронте было легче, мы были накормлены, а выжить в тылу было намного сложнее. И что я из-за этого пойду сейчас без очереди». В некоторых вопросах о войне дедушка был обидчив, вероятно каким-то нашим полным непониманием того времени. И после этого казуса мог долго ни с кем не разговаривать.
Моё общение с дедом — это походы в лес, много было разного общения в том числе и творческого. По лесу мы старались ходить тихо без лишнего шума. Дед учил, чтобы при ходьбе ветки не трещали, как учили партизаны, с его слов: «Лес любит тишину». Также научил ориентироваться на местности, как развести костёр в любую погоду и чтобы он не дымил.
Ведь во время войны по дыму могли обнаружить. Впоследствии мне это все пригодилось в армии, когда я служил на границе. Теперь мне трудно заблудиться даже в неизвестной местности. Деревянной скульптурой дедушка увлёкся, когда ему было под пятьдесят, а до этого он много рисовал и писал по краеведению и истории города. Его деревянные скульптуры выставлялись на различных выставках.
Свои работы он не покрывал лаком, а основной защитой дерева было вощение (воск и горячий скипидар). Дерево должно жить и дышать, лак перекрывает все поры. Многие знания деда по обработке дерева и мне пригодились, но и помогли найти свой стиль. И когда я с друзьями делал мебель, нужны были скульптурные фигурки и нас тогда очень выручил дедушка, так как мы не умели вырезать скульптуру.
Бывая в лесу, мы с дедом никогда не возвращались с пустыми руками, выбирая разные коренья, капы, наросты и потом из этого и получались знаменитые его скульптуры. А если забредали на болота, то именно там были уникальные природные вещи, напоминающие по структуре дерева – карельскую берёзу, красивые прожилки и фактуру. Но так как природа не всегда давала нужные переходы, то тогда он научился комбинировать и соединять различные сюжеты.
Дед часто рассказывал, как и чем жила молодёжь того времени. А когда мы с ним ездили в Москву, как тогда было принято за продуктами, то в начале мы посещали музеи или выставки художников — это было интеллектуальное образование и только потом за продуктами. И мои воспоминания не о том, как стояли в очереди, а о музеях.
Также у дедушки была хорошая библиотека, и там находился сборник всемирной истории искусств и моим любимым занятием, было перелистывать эти тома с иллюстрациями. Также у него было множество грампластинок, и мы вместе слушали различную оперную музыку, классику и очень запомнился Марк Бернес. Наверное именно — это отразилось на моей учебе в музыкальной школе.
Творчество деда, бабушка воспринимала с пониманием и вероятно была его музой, так как некоторые работы были посвящены ей. Дедушка также был оформителем на Стекольном заводе и рисовал карандашами и масляными красками, я мало видел его картин, наверное, просто не застал, так как мы с ним больше занимались деревом.
Но время летит, и у меня появилась своя семья и оставалось мало времени для посещения деда. Хотя я и единственный из внуков, который много впитал из творчества деда, а также и сам реализовался в дереве.
Олег, как настоящий лесной мастер, прекрасно чувствует и понимает это деревянное искусство. Он видит, что может получиться из красивого природного материала и главное, нужно, как говорят скульпторы только отсечь лишнее.
Вот такой получился рассказ-воспоминание со слов его внука, а это далеко ещё не все, что можно поведать о жизни и творчестве Константина Иосифовича Петухова.
Василий Кузьмин, фото автора и из архива Олега Усова