Творческий вечер с Еленой Борисовной Уманской

В читальном зале Центральной городской библиотеки прошла уникальная встреча с Заслуженным работником культуры и талантливым руководителем хора «Мандрагора». Разговор получился большой но очень насыщенный и поэтому публикую его практически полностью. Кому сложно будет прочесть прикладываю видео ролик.

День культработника был организован не так давно, а я 30 лет проработала руководителем Управления по делам культуры и искусства Администрации Клинского района, то к этому празднику имею непосредственное отношение.

Организовать такой праздник в России выступило несколько субъектов Российской Федерации в том числе и Московская область. Я тогда входила в состав совета старейшин Московской области и тоже причастна к закону о культуре в Российской Федерации. И мне хочется поздравить всех работников большой сферы культуры, с их профессиональным праздником.

Расскажите о музыкальной жизни Клина?

Вот, что такое культура — это очень сложный организм он состоит из многих профессий. Руководитель должен знать основные законы, которые сданы в сфере культуры и образования. Потому что культура и образование — это неразрывные понятия в процессе образования. Человеку прививаются основы культуры в процессе культурных мероприятий.

Основная цель просвещать и образовывать, а не только развлекать. Я категорически против того, что нужно только развлекать — это смотря где развлекать. Вот если мы взять цирк, да там идет развлечения, да но развлечения на арене с обучением отношения к животному миру. Представление с разных сторон у культработника, то же самое с разных сторон его можно представить. Сейчас в нашем районе сложилась очень интересная структура.

Во-первых это централизованная клубная система, которая организует и проводит все массовые и культурные мероприятия. Во-вторых — это централизованная библиотечная система я очень рада что наши библиотеки стали центром просвещения и центром досуга и об этом свидетельствует очень многие мероприятия.

Также парк «Сестрорецкий» с одной стороны — это зона отдыха, а с другой стороны — это площадка для концертных мероприятий и публичных выступлений. В-третьих — это для развития здорового образа жизни потому, что установлены различные объекты спорта.

Вот два больших учреждения — это Детская школа искусств имени П.И. Чайковского в Клину и Детская школа искусств в Высоковске. Высоковская школа до 1988 года была филиалом Клинской детской школы искусств и в 1988 году было принято решение, что эта школа должна иметь самостоятельное развитие.

В 2023 году будет 35 лет Высоковской детской школе искусств и в 2023 году произойдёт вновь слияние двух школ. По решению губернатора, что если на территории одного округа есть одинаковые юридические лица, то их необходимо слить в одно юридическое лицо. Это не страшно, потому что, когда уже процесс организован, есть ученики, есть педагогический коллектив и есть традиция, то нестрашно ни разделять, ни соединять.

С чего же началась музыкальная жизнь в Клину?

Я не устаю повторять, что нашему городу очень повезло потому что в конце 19 века здесь жил и работал Пётр Ильич Чайковский. Вот имя Чайковского определило будущее нашего города не всем городам так повезло понимаете Вот например город Талдом, вот они долго искали творческий образ города. И мои коллеги всё время говорили: «Вот тебе посчастливилось у тебя есть Чайковский».

Я отвечала: «Не только Чайковский, но и Менделеев, Гайдар и Артюхин нам много в чём повезло. А вот у них этого не было, но в процессе поисковой работы они нашли исторические «ниточки», которые ведут к Салтыкову Щедрину и к поэтам серебряного века XIX — XX столетия. А так же в Талдоме есть родовое гнездо журавлей. Журавли прилетают там как бы стоянка и потом покидая родной край, они делают облёт всей Московской области и потом летят дальше на Юг.

Также имя П.И. Чайковского помогло городу Балашиха, присвоить музыкальной школе имя Георгия Васильевича Свиридова. Хотя, когда композитор был еще жив — это сделать было невозможно, но когда он ушёл из жизни. началась очень кропотливая работа. Обратились в Клинскую детскую школу искусств имени Петра Ильича Чайковского, а потому что наша школа одна из самых старейших в Российской Федерации.

Образованим школы зафиксирован 1935 год. Вначале — это даже была наверное не школа, а музыкальные классы и не обошлось без энтузиастов и профессионалов своего дела. И чтобы не ошибаться в именах это Анна Иосифовна Розенфельд, молодая, умная, красивая и пробивная. А так как у музыкальной школы не было своего помещения, не было у освещения, не было тепла.

Вот нам сейчас очень сложно это всё представить. Я хочу говорить не столько о каких-то музыкальных или творческих проектах, сколько об этой составляющей. Не было замдиректора никого не было, педагоги и преподавали ездили из Москвы, они положили свою жизнь для того чтобы в маленьком провинциальном городе Клин, который находится далеко от Москвы, для 25 учащихся была школа, представляете сравните сегодня 2000.

Первым отделением конечно — это было фортепианное отделение то есть детей обучали игре на фортепиано с XIX века складывалась такая традиция. Вторым отделением у нас была организовано струнное отделение и одним из первых выпускников причём отличников был впоследствии Борис Варганов, который работал в Солнечногорске директором музыкальной школы и с которым я 80 годы организовала конкурс «Русская музыка», а сегодня этот конкурс имеет статус областного.

Третье отделение, которое родилось в приблизительно в эти же сроки — это народное отделение и должно было быть параллельно струнные инструменты, скрипка и виолончель это были будущие артисты оркестров. Народная культура — это баян, аккордеон, балалайка ну и домра, как инструменты пошли немножко позднее. В развитие первоначального образования был баян, потому что близко к гармошке, а гармошка и балалайка в своё время главные инструменты в деревнях.

Я всегда восхищаюсь своим мужем, он закончил консерваторию, как балалаечник и я всегда удивлялась потому что — это сложный инструмент. Я сама играю на фортепиано, а он струнник, у него великолепный слух, он проработал около 40 лет в Национальный оркестре имени Николая Петровича Осипова в Москве. Балалайка сложнейший инструмент, и для меня загадка, как в деревнях обычные люди, играли на этом сложном инструменте самостоятельно.

У Гармошки там хоть клавиши, и там заложены аккорды, а на балалайке этого нет, там нужно слышать сложнейший музыкальный инструмент.

Таким образом школа начала развиваться, а в 1940 году когда отмечали столетия со дня рождения Петра Ильича Чайковского и уже в советское время Чайковский был выделен, как один из лучших композиторов России. Хотя основоположником русской композиторской школы является Михаил Иванович Глинка — это человек, который получил образование в Италии.

Потому что у нас консерватории открыли только в середине XIX века, а до этого композиторы много писали духовной музыки для церкви. На Руси центром духовной музыкальной культурной жизни — всегда были церкви и монастыри, потому что там обучали грамоте.

Ведь в основном население было неграмотно. Вот эти духовные центры, они развивали и с точки зрения образования, и с точки зрения культуры. Мне довелось когда-то в Чехии быть в старинном монастыре IX века, на базе которого был организован первый университет в Европе. Представляете там библиотека четырёхэтажный дом представляете, от пола до 4 этажа библиотека старинных книг рукописи, я просто от восторга задрожала.

Я не могу читать в Интернете — это только если в дороге. Мне нужно переворачивать страницы, этот запах типографской краски и нужны печатные буквы может быть я романтик конечно. Ну вот я от печатных книг я никак не могу отойти. Я же была одним из активных читателей в детской библиотеке, которая располагается в Доме пионеров (я по старому говорю) и когда я прочитала достаточно много для ребёнка, меня записали во взрослую библиотеку.

Я будучи в 7 классе я уже посещала эту библиотеку на улице Красная. Своим ученикам всегда говорю о том, что для того чтобы понять того или иного писателя, или прочитать биографию композитора, нужно подержать и прочитать книгу. П.И. Чайковскому посвящено очень много книг. Слава Богу, что сохранились такие библиотеки в Европе и поэтому наши композиторы до середины XIX века, если были деньги, могли получить образование только в Европе и вот Михаил Иванович Глинка он получил образование в Италии, а Петру Ильичу повезло, что он родился в 1840 году.

Через 26 лет будет открыта консерватория. В семье Петра Чайковского обучали музыке и учитель музыки, кстати совершенно спокойно оценивал способности Петра Ильича, ну неплохой мальчик. Мальчик, который в 5 лет бежит по анфиладе комнат, (вспоминайте старый фильм) и кричит: «Мама она у меня звучит вот здесь, кто музыка».

Как педагог я могу сказать следующее: «Что с одной стороны очень сложно распознать талант, а с другой стороны, ребёнок он как орешек вот внутри зёрнышко, а всё остальное шелуху нужно постепенно снимать, и когда ты дойдёшь до зёрнышка вот тогда будет понятно кто будет из этого маленького человечка. За год перед войной (1940 год) советское правительство принимает феноменальное решение, широко отмечается юбилей П.И. Чайковского.

А самое главное — это его музыка, которая определила развитие нашей культуры ещё наверное на 200 лет вперёд. Так вот правительство издает указ, Московской консерватории где в качестве профессора преподавал Чайковский, присвоить имя П.И. Чайковского, а также музыкальному училищу в городе Чайковский присвоить имя Чайковского и музыкальной школе в Клину присвоить имя Чайковского.

Представляете 1940 год, вот какое мышление было у правительства, никто не забыл про музыкальную школу. Потому что, её открыли в 1935 году, а в 36 году Большой театр СССР подарил этой школе внимание рояль, вы представляете 25 учеников. Когда мы начали строительство школы, мы оплатили стоимость двух роялей Steinway и они теперь у нас в школе, а мне потом начали говорить: «Зачем в вашей школе такие рояли, но мне, как профессиональному музыканту даже дико слышать такие вопросы. Потому что самое главное, о чём думали музыканты в 35 году и 40 году, что дети должны учиться на самом лучшем оборудовании, играть на самых лучших инструментах, они должны выступать в самых лучших залах». Ну вот в таком плане воспитали и меня.

Как музыканту мне конечно тоже не очень повезло потому что я училась в музыкальной школе, на улице Ленина, здание напротив детской библиотеки. Здание маленькое, ну мне кажется у нас там было человек наверное 80 учеников. Было распределено так сольфеджио мы проходили в том здании, хоровой класс занятия у нас были в доме музее Чайковского именно там открылся концертный зал, а фортепиано, как получится или у меня дома, или дома у педагога.

Если классы были свободны то в школе. Мы бегали по всему городу, но я не ропщу потому что когда я поступила в музыкальное училище и буквально через год, город подарил музыкальной школе — здание, а это был проект музыкального училища потому что, как раз думали о том что развитие музыкальной школы должно идти в ногу с профессиональным образованием.

После школы ребёнок сразу мог поступить в музыкальное училище. Но Московская область не выполнила одно условие, надо было построить общежитие, а денег на общежитие не хватило. Музыкальная школа переехала и как рассказывают очевидцы первые 2 этажа как то заняли а 3 и 4 мы даже страшно было ходить по такой огромной школе достоянием был концертный зал на 600 мест.

Так как нашему городу не везло я говорю это с полной ответственностью, ни в советское время ни в постсоветское время нам не разрешали строить Дом культуры в Клину и все время говорили о чем у вас есть свои Дома культуры от пороизводств. Да и не будем забывать кинотеатр «МИР», он жил киноискусством, а концертные мероприятия в нем стали организовывать гораздо позже, чтобы жить нужно зарабатывать.

Это Дом культуры завода «Термоприбор», клуб стекольного завода, Майдановский Дом культуры от комбината «Химволокно», не буду перечислять. Просто рядом с городом очень много объектов, а вам то зачем и поэтому когда передо мной встал вопрос в 90-е годы, а как дальше развивать музыкальную и культурную жизнь города. Тогда произошло смешение видов искусства, а в музыкальной школе стали развивать культурную составляющую приглашая к нам различные коллективы.

Мне повезло в каком плане я в 1988 году была назначена на работу в Исполком, а уже когда 90-е годы прошла реорганизация, я уже работала начальником управления в администрации. В 1991 году разрушили Советский Союз, а Советский Союз тем и славился, что была плановая экономика и на 5 лет были составлены многие договора о концертных мероприятиях.

Многие республики отделились, но кто-то все равно жил в общей семье и поэтому в течение где-то 5 лет мы на своей площадке, в музыкальной школе встречали выдающиеся коллективы. Ну например, у нас был Тбилисский театр оперы и балета, я никогда не забуду что меня благодарили за приём, что мы их тепло принимали и у них очень красивая была программа потом никогда не забуду выступление.

Интернационального театра танца Бориса Санкина, а особенно исполнение Ирландского танца – это такая синхронность, такая отточенность. Выступал также оркестр под управлением Федосеева, оркестр народных инструментов имени Осипова, была у нас и Людмила Зыкина со своим коллективом и Надежда Бабкина и другие артисты эстрады и кино. Хорошо помню, когда к нам приехал Геннадий Хазанов мы ему подарили огромную картину, которую нарисовали наши дети художники «Лебединое озеро» а совпадением стало, что его дочка занималась балетом а это ему было дорого аж дрожали руки. Он сказал: «Это рисовали дети?»

Художественное отделение было открыто как раз в начале 80-х годов и вот с этого момента музыкальная школа начала развиваться в другом направлении, как школа искусств. Сегодня она называется не только музыкальная школа, а школа искусств. Следом появляется хореографическое отделение, художественное отделение, затем открывается хоровое отделение.

В 90-е годы спустя некоторое время открывается фольклорное отделение, которые было сначала в составе хорового отделения, а потом я обратилась к директору и сказала: «Что это вид искусства, который должен быть самостоятельным, потому что в пределах отделения есть определённые рамки и чтобы не было этих рамок, а ребята могли себя реализовать». Валера Гришаков и его жена Елена вышли в свободное творческое плавание.

Я очень рада, что этот коллектив у нас получил звание образцовый коллектив, а дальше открылось театральное отделение и вот в таком размахе развивается школа. Когда мы подошли к двухтысячному году количество учащихся увеличивается, а здание было на рассчитано максимум 600 человек, а у нас уже тогда было 900. А в начале нулевых ещё открыли очень интересное отделение оно называется «Малышкина школа».

В тот период было очень много маленьких детей, детских садов не хватало, мамочки дома, надо где-то заниматься надо развиваться и мы придумали с Ириной Михайловной вот этот проект. Мы его правда подсмотрели в Иваново, несколько раз туда ездили в этот город. Учились, как организованы занятия и самое главное что у них это была, как бы эстетическая школа дополнительного образования, а мы переделали под себя.

Считаю — это счастье в том что у меня классическое образование, музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория и меня всю жизнь готовили быть исполнителем и поэтому я чётко знаю вот эти все вещи. Плюс я закончила аспирантуру по педагогике и поэтому, как бы вот эта вся кухня мне очень хорошо знакома, я понимаю что у любой школы должен быть свой детский сад, но у музыкальной школы нет этого детского сада значит нужно открыть отделение.

Мы придумали это отделение и сегодня у нас около 2000 учащихся в том числе практически 50% это «Малышкин класс». Мы пришли к выводу что нужно организовать вот 3 отделения у нас очень успешно долгое время работало вот тут мне пришло на ум что нужно строить новую музыкальную школу. Я обратилась к главе тогда был Александр Николаевич Постригань.

Он сначала отмахнулся, министерство отмахнулось, мол чего тебе (Уманская) ещё нужно? Я говорю: «Смотря в будущее вы же сами стали ставить вопрос город Клин связан с музыкой у нас различные фестивали и благодаря Клину большой симфонический оркестр получил имя Чайковского потому что они постоянно приезжали к нам с концертами.

Это большой симфонический оркестр и оркестр имени Осипова понимаете и вот эта ансамбль скрипачей с Большого театра бесплатно потому что нельзя было предавать, те традиции, которые уже были заложены большим поколением музыкантов. До нас они ездили из Москвы преподавать, они ездили для чего воспитывать. Вот эту скажем интеллигентно, культурную публику — это очень важный вопрос очень важный процесс, именно поэтому нужны те условия в которых люди будут получать и достойное образование и достойные условия.

Мне стоило 10 лет чтобы пробить этот проект. Начинали мы реконструкцию, сначала пристраивали 2 корпуса, а уже впоследствии, когда Алёна Дмитриевна Сокольская пришла к руководству, то изменились требования. Мы никак не могли сделать привязку 2-х корпусов со старым корпусом. Было принято решение для меня это ужасно, поверьте, потому что мы лишились зала на 600 мест, но слава Богу мы отстояли зал на 300 мест. Сейчас хороший, новый зал на 300 мест и школа развивается, как культурно-просветительский образовательный центр.

Для чего но ведь в залах нужен культурный слушатель?

А как же в библиотеках нужен культурный читатель, на выставках нужен культурный зритель, я не говорю слово культурное образованное дома, в быту, на улице нужны культурные люди. Это сложный процесс на самом деле очень сложный процесс в этом должны участвовать все, не только учителя, не только люди, которые работают в сфере культуры — это и бабушки, и мамы, и папы.

Я не знаю в какой период мы потеряли, именно в процессе воспитания гражданина. Ни сына ни дочки, а гражданина мы потеряли – это, поэтому на своих занятиях, на хоровых занятиях я постоянно об этом говорю, я постоянно рассказываю детям об истории. Слава Богу я историю хорошо знаю, у меня в школе № 13 был великолепный педагог по истории, я очень любила историю и честно признаюсь, готовилась быть юристом.

Ну вот так жизнь повернулась иначе и я стала музыкантом, нисколько не жалею, но факт есть факт. В детстве были другие приоритеты и когда мы на уроках говорим о том, что вы не только своей маме и папе должны оказывать уважение, вы должны оказывать уважение, а также ценить и любить своих учителей, какие бы они ни были.

Справедливые, требовательные, малотребовательные, вялые любой учитель он знает свой предмет, он хочет передать знания своему ученику и вот этот процесс он очень долгий, наверное всю жизнь оттачивает.

Поэтому когда ученик становится взрослым человеком — это я тоже говорю своим ученикам начинается самый сложный период в жизни, самообучение и самосовершенствование. Если ты считаешь что ты закончил институт или консерваторию и ты состоялся, ничего подобного — это только первая планка. Дальше чтобы ты что-то в жизни иметь: красивое, хорошее, яркое ты должен самосовершенствоваться.

Сейчас я не могу не сказать о своём коллективе, сегодня нам вручили Диплом и Свидетельство о присвоении нашему коллективу звания Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации.

Мы прошли долгий путь и вот нас номинировали. В 90-е годы наш хор стал получать предложения сначала от Владимира Ивановича Федосеева да а была очень потрясающая мысль. и как я возила в Москву коллектив из 120 человек это уже 2-3 автобуса. Это большие затраты на организацию и собственные нервы.

Также я 5 лет проработала в музее Чайковского. После окончания консерватории я работала в доме музее, меня там очень хорошо знают и это мой дом родной. Я там с детства.

Также подготовила для оркестра Федосеева номер из щелкунчика — это музыкальный спектакль в котором главные герои друг с другом разговаривают с помощью жестов, пантомимы и при помощи танца. А П.И. Чайковский включает вокализ, то есть это аспект на какую-то гласную двухголосных мотива, который называется хор снежных хлопьев. Мы спели, понравилось а в 1995 году отмечали в 100 лет со дня основания дома музея Чайковского, была большая программа в Москве в консерватории. Программа называлась «Неизвестный Чайковский» мы поём вместе с хором хоровой академии в качестве солистов с большим симфоническим оркестром Московской консерватории имени Чайковского. Я никогда не думала что эта программа будет повторена у нас в Клину.

Почему хор назван мандрагора?

Дети сами выбрали это название, потому что мы стали получать приглашение на конкурсы, а чтобы участвовать в концертных программах нужно достойное название. И вдруг предложение «Мандрагора», подумала ну а почему бы действительно не назвать так и тут началось.

В те годы как раз конец 90-х годов у нас широким экраном показывают различные фильмы на библейские темы и там рассуждают что мандрагора — это колдовская трава. Прибежали люди с Библией заклиная меня, что нельзя так называть детский коллектив. Было много разных проблем, но менять название я отказалась. Изучила историю — это обычное растение, но по своим лечебным свойствам выше чем в женьшень.

И вот мы поехали на конкурс в Израиль, а мандрагора произрастает в тех краях. Я попросила сопровождающую, узнать у знакомого профессора из университета в Тель-Авиве: «Растёт ли у них мандрагора»? В справочнике было написано на побережье Средиземного моря и мне бы очень хотелось детям показать это растение.

И вот она мне рассказывает, что у неё её друг профессор ботаники, который служит ботаническом саду в Тель-Авиве и он всё нашёл. У них другой мандрагора имеет другое название и что это растение в красной книге и благодаря этому мы с детьми получили бонус и нас бесплатно возили на экскурсию по Израилю и они видели места связанные с Иисусом Христом.

Были в Иерусалиме пели даже в храме Гроба Господня и когда они спели на территории православной конфессии в храме Гроба Господня она напротив входа в кувуклию, где пещера и был захоронен Иисус. Мы начали петь, вы знаете потрясающе очень много народу такое движение и вдруг всё замерло, такая тишина, огромный собор и тишина. Детские голоса, они спели, появился священник послушал что мы пойдем духовную музыку на старославянском языке и кивнул и мы спели 3 или 4 хора и стали выходить.

И когда мы выходили детей трогали со словами Ангелы. Мы также показали свой уровень когда были проездом в Берлине Я человек, Патриот своей страны независимо от того хорошо у нас или плохо но я Патриот я понимаю когда у нас плохо когда и почему у нас плохо.

И я специально заказала мы ехали в в Германию на конкурс, я специально заказала такой путь мы на автобусах — это дешевле чем на самолёте. Это и лучше потому что я смогла детям показать половину Европы. Конечно в Берлине были в рейхстаге и там где депутаты заседают была одна часть стеклянная и поднимаясь наверх по круговой лестнице и у нас в самых лучших традициях петь там где мы находимся.

Стали петь в Моцарта на немецком языке, хор из оперы волшебной флейта и точно такая же была ситуация шли люди шли группы значит и вдруг все остановились а потом я говорю: «Ребята поём на русском языке русскую народную песню». Аплодисменты вы представляете спев на немецком, очередной раз поразило что многие не поняли что это за хор, а когда на русском языке пошла песня. А все дети с гордостью говорили мы из России нам стали аплодировать.

На самом деле интересных проектов и встреч было много, но пожалуй самая большая — это про проект «Голос» это связано с композитором и певцом Александром Борисовичем Градским. Об этом была статья в журнале «Номер Первый», который выпускался на территории Клиентского района. Так вот в 99 году мы готовимся к Олимпиаде где на конкурс нужно было подготовить несколько произведений. Должно быть произведение композитора XVI века — это старинная музыка, другое произведение должно быть на языке той страны куда едешь на олимпиаду (это Австрия немецкий язык).

А также присылали на выбор четыре произведения и я должна была выбрать сама и свободный выбор на своём родном языке композитора ныне здравствующего. Просматриваю вдруг раз Александр Градский, переложение «колыбельная». Я его с юности знала и даже встречались когда он приезжал с концертами в Тверь я в то время в музыкальном училище училась, я там и Высоцкого увидела. За 2 недели выучиваем произведение — это 5 голосов акапельно без инструментов. Всё время поём оттачиваем, готовимся к конкурсу в Балашихе.

В вдруг муж спрашивает: «Чьё произведение спели»? Я ответила «Градского», а он мне говорит: «Что он был у нас в оркестре, он готовит юбилейный концерт с нашим оркестром и предлагает с ним встретиться и выступить». А оргкомитет мне прислал нашу заявку они её приняли и утвердили. И вот дрожащей рукой набрала телефон Градского и друг «Алло здравствуйте я такая, такая и договорились о встрече». Я взяла запись приезжаю к Александру Борисовичу а он помешан на аппаратуре. Во-первых он великолепный слухач, он закончил музыкальную школу, как скрипач он закончил музыкальное училище, а потом он учился в академии имени Гнесиных, как вокалист Московская консерваторию закончил, как композитор, то есть у него полное классическое, музыкальное образование.

Он так же сам сочинял стихи и сам сочинял слова к своим песням и музыку. Прослушал и говорит: «Ой так здорово хор поёт, но это не моя музыка». Тут я чуть не рухнула, что значит не моя, я заявку отправила на Олимпиаду. Пошли в другую комнату он достаёт диск, я начинаю слушать и понимаю в чём дело. У него песня состоит из трёх частей, а я нашла переложенные ноты без 2 части. Это очень сложная партитура, думаю всё кранты, а он такой хитрый, все таки потрясающая интуиция человека. Он подарил мне этот диск со словами: «Вы пожалуйста переделайте и тогда хор будет участвовать в моём концерте».

Я на крыльях лечу в электричку, думаю ну сейчас мне мои друзья музыканты помогут, но приезжаю и мне все отказали. А часики тикают 2 недели до конкурса, а у Градского 3 ноября день рождения и концерт в историческом зале «Россия». Закрылась в классе, до сих пор мои коллеги говорят мы никогда тебя такой не видели. Хору надо было переучивать это самое сложное и безусловно 2 часть получается мне пришлось её так написать она сложна для исполнения потому что нужно было у него другой совершенно стиль изложения во 2 части ну мы справились 3 ноября мы пели в этом концерте вот я очень счастлива потому что это было 1 исполнение песни Градского.

Никто раньше не посягал на его произведения. Я ему на следующий день позвонила, а он говорит с обидой мне так говорит ты понимаешь дети конечно молодцы, но ведь весь зал говорил про Мандрагору, а не про мой юбилей. Но ведь мы пели вашу музыку, а ну он с это юмором, как вы понимаете. Он мне говорит: «Я счастлив потому что, никто не может исполнить музыку так как я, а вы представили совершенно другое видение, но в другом прочтении».

И вот с этого момента у нас начались очень долгие дружеские отношения потому что мы потом пели его песню «Синий лес» опять мне пришлось её перекладывать на хор это была филармония, а я в надежде, что она будет играть но пришлось самой за рояль и ну нам что-то подыграл на гитарке. Пели «Колыбельную», ведь у него очень много песен, которые мы не знаем, а были написаны эти песни давно и вот хор его видимо настолько подвиг его к творчеству.

Мы приехали на Мосфильм где записывалась эта опера фрагменты студия когда каждому ребёнку одели наушники, а я же не услышу кто правильно поет, кто неправильно вы себе не представляете как мне было сложно дирижировать. Но вот наверно здесь какое то волшебство когда мы воспитываем детей когда мы учим их музыке мы много даём такого вот инструмента, которым они вот в такие моменты начинают пользоваться и дети справились и когда Александр Борисович презентовал оперу вот он поднимал меня на пьедестал и представлял широкой публике.

Детский хор справился с такой работой в его опере ну и мы были частые гости на его концертах вот к сожалению его год назад его не стало и все равно мы продолжаем работать с его учениками. Наверное вот это была кульминация его жизни скажем не только творчество но и вот этот творческий проект «Голос», который дал возможность России увидеть в какого мощного таланта человек Градский. Какой высший уровень профессионализма и как он давал всем какую-то консультацию или какое-то замечание, понимаете, как он за всех переживал.

В своих учеников я очень верю потому что у меня очень много моих последователей. Дети которые учатся получают профессиональное образование, кто-то уже работает в сфере культуры в Клину, я считаю, что такие дети, которые прошли вот эту школу повезло. Они о видели Европу, видели достижения культуры, но также видели как Россия развивается. Они ценят, что делается в Клину, как развивается город — это тоже очень важно нам самим нужно научиться видеть хорошее в нашей жизни потому что жизнь у нас с вами одна.

Вот вы теперь тоже знаете небольшие страницы творчества о чём я хотела сказать, рассказала. Исполнители, артисты, композиторы они очень тонкие люди, они очень сентиментальные и относятся к своим произведениям, как детям, а каждое произведение, каждая песня, каждый спектакль — это рождённое дитя. Сложно и когда неправильно поют, неправильно оценивают, неправильно преподносят или что-то говорят плохо. Это воспринимается, как оскорбление, поэтому мне кажется, что если мы говорим о культуре, то нам всем нужно тоже очень бережно относиться друг к другу для того чтобы, не нарушить вот эту традицию поколений и не нарушить наше человеческое общение.

Василий Кузьмин, фото и видео автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама