Краеведческая экскурсия по храмам района

Преображенский храм (Село Спас-Заулок)

Состоялась давно запланированная поездка членов ВООПиК по храмам Клинского района. Уникальное знакомство с историей восстанавливаемых храмов была организована при содействии главы городского округа Клин Алёны Дмитриевны Сокольской.

Цель мероприятия — ознакомиться, с историей возникновения храмов, о их реконструкции, а также побеседовать с настоятелями об исторических достопримечательностях.

Из-за ремонтных работ на дорогах и соответствующих пробках запланированный маршрут изменили, но без изменения объектов посещения. Страницами истории о Преображенском храме в селе Спас-Заулок поделился Вячеслав Пернавский.

Преображенский храм (Село Спас-Заулок)
Преображенский храм (Село Спас-Заулок)

Первое упоминание о храме в этом селе относится к 1646 году. В начале был, деревянный храм, к 1737 году церковь пришла в ветхое состояние, ее разобрали и отдали погорельцам. В альбоме австрийского путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви, которая представляла собой три соединенных между собой сруба.

В 1833 году, при настоятеле священнике Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, предстояло провести внутреннюю отделку и выстроить колокольню. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из села Заозерье Тверского уезда.

Имя архитектора, сделавшего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий. Его творение — грандиозный храм в стиле позднего классицизма — поражает воображение: высота церкви под главным куполом составляет 33 м (высота 10-этажного дома). В храме было три престола: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

Одновременно с храмом были построены две каменные сторожки и ограда с воротами. До наших дней дошли только северные ворота и сторожки, правда, в сильно перестроенном виде. Они и сегодня представляют историческую ценность, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.

В 1844 году при храме открылось приходское училище — одно из первых учебных заведений Клинского уезда, в котором не было сословных ограничений. В 1859 году в Преображенском храме были выполнены росписи, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 году установлен колокол весом 8360 кг.

После 1937 года власти запретили богослужения в спас-заулковском храме, 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, а затем разграблен. Но еще долгие годы до конца войны о. Евгений продолжал совершать Таинства крещения и брака в маленькой церкви пророчицы Анны. Умер он после войны и был похоронен на сельском кладбище.

Во время Великой Отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Храм сильно пострадал от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви устроили склад ядохимикатов. За долгие годы его существования убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание церкви было брошено на произвол судьбы: кровля сорвана, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.

Еще трагичнее сложилась судьба Аннинской церкви. После войны ее внутреннее убранство было уничтожено, а в церкви, несмотря на то, что она стояла посреди кладбища, устроили сельский клуб, куда ходила на танцы молодежь. Главку, венчающую храм, сбросили, а церковь перегородили на два этажа. В 1980-х возник план перевозки храма в музей деревянного зодчества под Истрой.

Его разобрали, бревна промаркировали и перевезли. Однако на новом месте часть бревен, сложенных на берегу реки, была унесена сильным половодьем, часть — расхищена. Из оставшихся бревен сложить церковь было невозможно. В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом.

Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того, чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора. В 2003 году начаты работы по росписи интерьера храма. Новые фрески были написаны Владимиром Колосовым, его сменили известные клинские художники Валентин Макаров и Евгений Бакланов.

Некоторые живописные композиции выполнили выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Резчик Владимир Ковач сделал резные аналои, дверь храма и киоты почти ко всем иконам. Интересная фреска написанная Евгением Баклановым посвящена гибели священно-мученика Фаддея. Именно ковчег с частицами его святых мощей находится в правом крыле храма.

Следующим по маршруту стало село Захарово с Троицким храмом. игумен Настоятель Тихон (Полянский) рассказал, что это один из старинных храмов Клинского благочиния. История окрестных деревень уходит в XVI век, приход существует три столетия, а нынешний каменный храм стоит уже без малого 200 лет.

Троицкий храм (Село Захарово)
Троицкий храм (Село Захарово)

Первое письменное упоминание о деревне Захарово относится к 1646 году. В то время Захарово находилось в вотчине Троице-Сергиева монастыря. Следующая запись о Захарове, сделанная в «Переписных книгах Клинского уезда», относится к 1723 году. Здесь впервые упомянут храм, а деревня названа селом.

Троицкий храм (Село Захарово)
Троицкий храм (Село Захарово)

К началу XIX в. здание постепенно ветшало, и в 1816 году священником с прихожанами было составлено прошение о строительстве поблизости каменной церкви также во имя Живоначальной Троицы с приделом Архангела Михаила. В 1819 г. разрешение было получено, вероятно, в это же время началось ее строительство.

Троицкий храм (Село Захарово)
Троицкий храм (Село Захарово)

В 1823 году строительство еще продолжалось, но не хватало дров для обжига извести. В связи с этим попечитель храма крестьянин Иван Васильев обратился с просьбой разрешить разобрать окончательно пришедшую в негодность деревянную колокольню, чтобы материал от нее употребить на дрова.

В 1829 году строительство Троицкого храма с теплым приделом во имя Архистратига Михаила и приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери было завершено. Храм был выстроен в стиле ампир. Небольшой квадратный в плане объем с полуциркульной апсидой с восточной стороны был увенчан купольной ротондой с двенадцатью крупными арочными окнами. Южный и северный фасады были украшены колонными портиками.

В 1859 году к храму по продольной оси были пристроены трапезная и колокольня. В декоративной обработке трапезной были применены средневековые (романские) мотивы – верхнюю часть фасадов украшала аркатура на консолях, помещенная между плоскими лопатками.

В интерьере двухпридельная, квадратная в плане, четырехстолпная трапезная имела центрическую композицию. Ее обширная средняя часть была перекрыта парусным сводом, опирающимся на круглые колонны со стилизованными псевдороманскими капителями. Боковые компартименты были перекрыты коробовыми сводами с распалубками, угловые – крестовыми сводами. В таком виде трапезная сохранялась до 1970 года. В 1930 году богослужения в храме прекратились, а вскоре последовали аресты наиболее активных прихожан. Родом из семейства диакона села Захарово происходит священномученик протоиерей Иоанн Васильевич Парусников (02.06.1869 – 07.03.1938).

Отец Иоанн был расстрелян на 46-м году священнического служения на Бутовском полигоне и погребен в безвестной могиле, его память почитается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Орехово-Зуевских. В апреле 1934 года Клинский райисполком ходатайствовал о закрытии церкви и переоборудовании ее под школу.

Однако вышестоящей инстанцией было указано не производить формального закрытия церкви «впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома». Решение исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся было принято 29 января 1941 года: «Учитывая, что церковь в с. Захарово бездействует, группа верующих распалась и новой группы верующих после соответствующего извещения не оказалось, разрешить Исполкому Клинского Райсовета церковь в селе Захарово закрыть, а здание переоборудовать под школу. Однако оборудовать в разграбленном храме школу не успели, грянула война. Старожилы запомнили как суровый урок тот факт, что фашистские захватчики вошли в село 21 ноября 1941 года, в день празднования одного из престольных праздников – Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Храм и колокольня получили повреждения в ходе боевых действий, но все-таки первый снаряд начавшегося артобстрела влетел в избу главного местного «энтузиаста» в деле расхищения храмового убранства, убив при этом всю семью.

После войны здание использовали как склад, через центральное окно алтаря в апсиду сваливали селитряное удобрение. Намокая, химикаты проникали в стены, разрушалась кладка. Затем храм бросили бесхозным, и его стали постепенно растаскивать. К 1975 году у четверика были утрачены лоджия на южном фасаде, фронтон над лоджией на северном фасаде, глава, венчавшая ротонду. Во всем здании исчезло полностью внутреннее убранство, оконные и дверные заполнения, была разобрана церковная ограда.

Разрушение храма неумолимо продолжалось в конце 1980-х годах, когда обрушились крыша и своды трапезной, а на стенах выросли березы. На могилах старого церковного кладбища в этот период были выстроены жилые дома, останки погребенных валялись в котлованах, выкопанных под фундаменты. В 1994 году верующие получили благословение митрополита Ювеналия на воссоздание общины Троицкой церкви. В начале 2000 года в храме начались ремонтно-реставрационные работы.

И вот по намеченному маршруту село Борщево с Вознесенской каменной церковью. С историей храма всех познакомил Вячеслав Пернавский. Она была построена в 1840 году в стиле ампир.

Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)

Правый придел освящен в честь Грузинской иконы Божией Матери, а левый — во имя святителя Николая. Храм представляет собой относительно низкий односветный четверик, украшенный колоннами и увенчанный крупным световым барабаном. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную. В интерьере церкви, на стенах и сводах — масляные росписи 1884 году, неоднократно поновлявшиеся.

Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)

В куполе храма изображение Святой Троицы с предстоящими архангелами, в барабане — апостолы, в западных парусах — евангелисты (по два в каждом парусе), в восточных — архангелы.

Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)

В 1919 году в храме служили настоятель священник Сергий Львов, диакон Николай Никольский. В годы советской власти при храме жил его настоятель — иеромонах Димитрий. Его келья располагалась в небольшом углублении в притворе церкви. В 1937 году колокола скинули и разбили.

Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)

В храм приходили люди из приходов Подтеребова и Захарова, где церкви были закрыты. Вознесенскую церковь тоже пытались закрыть под предлогом плохого состояния храма и невозможности его реставрации. Однако церковь в Борщеве никогда не закрывалась. Храм открыт и поныне, в нем постоянно совершаются богослужения.

Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)
Вознесенская каменная церковь (Село Борщево)

Георгиевский храм в селе Подтеребово заворожил своим величием и сохранившимися фресками. Протоиерей Савва (Щербина) очень много вложил сил в его необычное возрождение.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

Здесь есть иконостас с вырезанными из дерева святыми, копия Туринской плащаницы, в которую был обернут Иисус Христос и на этой материи остался облик Христа со всеми подробностями пыток.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

О храме поведал верующий Алексей Сорокин. Также он рассказал о торжественно оформленных списках поминаемых, погибших воинов в Великой Отечественной войне. Храм по своему сохрану оставил старинные фрески на стенах и на куполе.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

Как гласят ведомости 1860 году, каменный «храм святого великомученика Георгия Победоносца, что при озере» создан «тщанием прихожан» в 1853 году рядом с не сохранившимся деревянным храмом постройки 1769 года, от которого остался лишь фундамент.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

Церковь имеет три престола: центральный — во имя великомученика Георгия Победоносца, один придел — в честь Казанской иконы Божией Матери, второй — во имя пророка Илии. По-видимому, вначале был возведен основной объем храма, затем — трапезная с приделами и колокольня.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

На территории церковного участка находится кладбище. Здание церкви в художественном отношении связано с распространенным течением в церковном зодчестве середины ХIХ века, возрождающим национальные формы: бесстолпный четверик, завершенный традиционным пятиглавием.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

От колокольни, стоявшей на продольной оси здания, сохранился лишь первый, перекрытый крестовым сводом, ярус. Роспись в храме поздняя, относящаяся, по-видимому, к концу XIX — началу XX века.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

В 1960-х годах храм был закрыт и разграблен. Ценнейшие облачения священнослужителей стали реквизитом Большого театра. Иконы пустили на растопку бани, колокол — на сувениры; богатейшее хрустальное паникадило, сбросив с потолка, раздробили на мелкие осколки.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

Остались от храма стены, полуразобранная крыша и фрагменты искусной росписи. Согласно народному преданию, ни один враг земли Русской дальше этого храма не заходил: и в Смутное время, и в 1812 году, и во время Великой Отечественной войны.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

До сих пор точно неизвестно, кто взорвал колокольню во время войны — немецкие войска или русские. Высоченная колокольня при взрыве легла в сторону озера так аккуратно, что сам храм не был задет. На церковном кладбище с западной части храма похоронен местный подвижник благочестия Иаков, умерший в начале XX века. Это был глубоко верующий, благочестивый человек. По молитвам страдальца Господь исцелял болящих людей, приходивших и приезжавших к нему. Могилку праведника посещают верующие.

 

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

В 1994 году церковь была передана православной общине. Сначала Литургии совершались в обычном деревянном доме. Теперь — в храме по воскресным дням и большим праздникам.

Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)
Георгиевский храм (Село Подтеребово)

Внутрь храма Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского в селе Донхово-Аксеново нам попасть не удалось. А историю о храме рассказали краеведы. Время освящения первого храма св. вмч. Димитрия Солунского в Донхово неизвестно, но уже первая перепись Клинского уезда, произведенная в 1624-1625 годах упоминает не только храм и священнослужителей, но и кладбище при нем (погост).

Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)
Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)

Деревянную церковь «на погосте Дмитрия Селунского, что в Донхове» сменила в 1722 году другая более просторная. Последний деревянный храм простоял до 20-х годов прошлого столетия.

Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)
Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)

У Алтаря деревянной церкви располагалась, до сих пор сохранившаяся, могила Екатерины Алексеевны Челищевой, служившей фрейлиной Императрицы в начале XIX века. Екатерина Алексеевна умерла 10 октября 1846 года, завещав 1430 рублей серебром в церковную казну.

Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)
Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)

Эта сумма позволила 14 июня 1847 года священнику Феодору Иоанновичу Виноградову с причтом и прихожанами выйти с прошением о постройке нового каменного храма. Храмоздательная грамота на строительство церкви была дана от Святителя Филарета (Дроздова) Митрополита Московского 9/21 декабря 1847 года.

Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)
Храм Святого Велико-Мученика Димитрия Солунского (Село Донхово-Аксеново)

А в 1852 году им же уже был освящен антиминс для Престола, посвященного прп. Сергию Радонежскому Чудотворцу в северном пределе. После революции дважды церковь пытались закрыть. Но благодаря заступничеству святых Димитрия, Илии, Сергия и твердости прихожан храм удалось отстоять.

Существовавший в годы коммунистической власти запрет на реставрационные и хозяйственные работы в церкви, привел к сильному обветшанию храма, как внутри, так и снаружи. Но благодаря тому, что храм не закрывался, проводившиеся с начала 90-х реставрационные работы, позволили восстановить интерьер и обстановку конца XIX века.

Нам также удалось побывать и на могиле Екатерины Алексеевны Челищевой, служившей фрейлиной Императрицы.

О истории храма во имя Архистратига Божия Михаила в селе Кленково рассказал настоятель игумен Иоанн (Корольков). Настоятель также продемонстрировал, как искусно и качественно строили наши предки, продемонстрировав песнопение в храме.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Первые упоминания о селе Кленково восходят к XVI веку. Там находился деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила. В Смутное время храм пришел в запустение. Но в 1643 году Никифор Михайлович Беклемишев, владелец села Кленково, возобновил храм. А в 1679 году в селе Кленково была построена церковь в честь иконы Казанской Божией Матери.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Село Кленково переходило в приданое дочерям владельцев, сначала Фотинье, ставшей женой князя Бориса Васильевича Горчакова, потом их дочери княгине Настасье Борисовне вышедшей замуж за князя Андрея Ивановича Волконского (участника обоих Крымских походов).

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

В 1806 году владельцами села становятся генерал майор Николай Петрович Высоцкий и его жена Мария Ивановна. Их стараниями возводится каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Архитектором по записи в Московском городском магистрате за 1806 год значится Михаил Артамонович Тушин.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Следующий архивный документ свидетельствует об окончании строительства церкви в 1814 году: «Клинской округи села Кленково помещицы генерал майорши Мари Ивановны Высоцкой». В 1812 году продолжает существовать деревянная церковь во имя Архистратига Михаила при кладбище. Сохранился документ с обращением крестьян к преосвященнейшему с просьбой покрыть здание новой кровлей не ради служения в ней, но ради сохранения храма 200-летней давности.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Замечательные страницы истории церкви с. Кленково связаны с именем генерал — лейтенанта Василия Гавриловича Пяткина (1780-1847), героя Отечественной войны 1812 года. Василий Гаврилович был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. С северной стороны алтаря была воздвигнута часовня — усыпальница, где и был захоронен Василий Гаврилович Пяткин и его супруга Евгения Александровна. В Казанском храме с. Кленково среди молящихся не раз бывали Сергей Львович Пушкин (отец А.С. Пушкина), Алмазовы, П.И. Чайковский. 28 декабря 1894 года в храме во имя Казанской иконы Божией Матери села Кленково совершил утреню и Божественную Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Сохранились подробные воспоминания очевидца о визите отца Иоанна Кронштадского на Клинскую землю. После революции храм продолжал своё существование вплоть до 1948 года. Последним настоятелем кленковского храма был протоиерей Николай Дмитриевич Соколов (1870 – 1949). Во время Великой Отечественной Войны храм не закрывался. В нем регулярно проходили богослужения. В ноябре 1941 года в Кленкове и окрестностях шли кровопролитные бои, но службы в храме не прекращались.
В 1948 году Казанский храм был закрыт.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Но прот. Николай Соколов продолжить жить при храме и совершать требы и богослужения вплоть до своей кончины. В 1949-1950 годах в храме и здании бывшей церковной школы был размещен лагерь. С 1958 года началась компания по уничтожению храмовых икон и книг.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Выстоявший в годы лихолетий, наибольший урон был нанесен храму в послевоенное время. Из храма растащили плитку и кирпич. Пострадала и усыпальница В.Г. Пяткина. Была полностью разрушена церковная ограда. Вскоре от возникшего пожара сгорела крыша. Стены покрылись копотью. Затем были утрачены прекрасные фрески. О том, что здесь когда-то был некрополь, напоминают чудом сохранившиеся, вразброс стоящие надгробия.

Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери (Село Кленково)

Поездка получилась не просто интересной и познавательной, но уникальной, так как были просмотрены различные документы и артефакты. Эта статья наполнена, как историческими рассказами настоятелей и краеведов, так и документами представленными очевидцами мероприятий.

Василий Кузьмин, фото и видео автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама

Один ответ на “Краеведческая экскурсия по храмам района”

  1. Очень познавательно. Спасибо Василий за проделанную работу!!!

Комментарии закрыты