Астероиды и кометы

В Московском Планетарии начинают новую рубрику – «Астероиды и кометы». В еженедельных публикациях будут рассказывать о кометах и астероидах, их месте в Солнечной системе, истории открытия, классификациях. Поговорим о малых планетах, геологии малых планет, гипотезах их образования и многом другом.

История начала изучения астероидов уходит корнями в 18-й век, когда немецкий учёный Иоганн Тициус в 1766 году сформулировал математическую зависимость, описывающую средние расстояния от планет до Солнца, выраженные в астрономических единицах (1а.е. – среднее расстояние от Земли до Солнца). Если к каждому элементу последовательности 0,3,6, 12, 24,48,96,192… прибавить 4, а потом разделить на 10, то получится среднее расстояние от планеты до Солнца. В то время этому правилу соответствовали средние расстояния всех известных тогда планет – от Меркурия (0+4=4:10=0,4 а.е.) до Сатурна (96+4=100:10=10 а.е.), кроме одного, на месте пятой планеты: 24+4=28:10=2,8. Планеты, на расстоянии 2,8 а.е. от Солнца, астрономы тогда не знали.

В 1772 году страстным популяризатором этой эмпирической формулы стал немецкий астроном Иоганн Боде. С тех пор её и стали называть «Правило Тициуса-Боде». Но, несмотря на все усилия Иоганна Боде, к правилу в научном сообществе серьёзно не относились. И только в 1781 году, когда Уильям Гершель открыл планету Уран на расстоянии от Солнца почти соответствующему предсказанию правила (192+4=196:10=19,6 а.е.), в Правило Тициуса-Боде поверили и стали искать недостающую планету на расстоянии 2,8 а.е. от Солнца.

В 1800 году немецкий астроном Франц Ксавер организовал группу из 24 астрономов. Они разделили небо вблизи эклиптики на 24 части, предоставив каждому астроному зодиакальную область шириной 15° для поиска планеты. Группу стали называть «Небесная полиция» (нем. Himmelspolizei). К поискам подключились астрономы многих стран, не входящих в группу. И уже 1 января 1801 года итальянский астроном.

Церера, диаметр около 950 км. Снимок АМС Dawn (НАСА), 2015 г.

В 1802 году Генрих Ольберс в этой же области открыл второй объект – Паллада. К 1807 году были открыты ещё два объекта – Юнона и Веста. Так как отрытые космические тела были относительно малых размеров и в самых мощных телескопах того времени выглядели как светящиеся точки, Уильям Гершель предложил выделить их в отдельный класс, назвав «астероиды», от др.- греч. «подобный звезде».

Главный пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Так, постепенно, между орбитами Марса и Юпитера, вместо одной крупной планеты исследователями разных стран были обнаружены сотни тысяч объектов различной формы и размеров. Уже с середины 1850-х годов эту область стали называть Поясом астероидов, а в настоящее время её именуют Главным поясом астероидов.

Источник: www.planetarium-moscow.ru