Режиссер, педагог, гений. Каким запомнят Романа Виктюка

(55)

Народный артист Российской Федерации ушел из жизни 17 ноября в возрасте 84 лет. Основные этапы его яркого творческого пути — в этом материале.

Роман Виктюк родился в 1936 году во Львове в семье школьных учителей. Интерес к театру он начал проявлять еще в детстве, свои первые спектакли ставил в школе и в театральной студии львовского Дворца пионеров. Со временем детское увлечение не исчезло, а оформилось в четкую цель — после окончания школы он не видел другого пути, кроме как в Москву, в ГИТИС.

Спектакль «Мелкий бес». Театр Романа Виктюка
Спектакль «Мелкий бес». Театр Романа Виктюка

Он легко поступил на актерский факультет, был принят в мастерскую Василия и Марьи Орловых. Его преподаватели, среди которых были прославленные режиссеры Анатолий Эфрос и Юрий Завадский, вероятно, не удивились бы тогда, если бы им сказали, что скоро имя их студента прогремит на весь мир.

Genio!

Хотя многие московские театры приглашали его к себе после окончания института, он уехал из столицы. Об этом своем решении Роман Григорьевич никогда не жалел. Поначалу он играл в спектаклях Театра юного зрителя имени М. Горького во Львове, а затем, вспомнив давнее увлечение, начал постепенно ставить спектакли сам. Вскоре Виктюк стал руководителем молодежного театра-студии при ТЮЗе, работал в Киеве, Калинине, Вильнюсе.

Спектакль «С любовью не шутят». Театр Романа Виктюка
Спектакль «С любовью не шутят». Театр Романа Виктюка

Однажды в 1969-м спектакль «Коварство и любовь», поставленный Виктюком в Калинине, увидел Марчелло Мастроянни. Яркая и смелая постановка произвела на итальянского актера такое впечатление, что в конце он кричал режиссеру, не сдерживаясь: «Genio!» Роман Григорьевич не сразу узнал слово «гений» и смутился — ему показалось, что Мастроянни называет его Женей. Гением его назовут еще не раз — и благодарные зрители, и строгие критики, и актеры, которым хотя бы раз доведется поработать с Виктюком.

В начале 1970-х он был ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литвы (тогда — Русский драматический театр Литовской ССР). Там он поставил «Черную комедию» Питера Шеффера, «Валентина и Валентину» Михаила Рощина, «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской, «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и многое другое.

Спектакль «Маскарад маркиза де Сада». Театр Романа Виктюка
Спектакль «Маскарад маркиза де Сада». Театр Романа Виктюка

В середине 1970-х Виктюк вернулся в Москву. Первым театром, с которым он начал сотрудничать, стал Театр имени Моссовета. Постановки, созданные им, — «Вечерний свет» по пьесе Алексея Арбузова и «Царская охота» по Леониду Зорину — быстро стали очень популярными, о Виктюке заговорили.

Названия его спектаклей украшали афиши МХАТа имени М. Горького: там появлялись «Муж и жена снимут комнату» по Михаилу Рощину, «Украденное счастье» по Ивану Франко, «Татуированная роза» по Теннесси Уильямсу, «Старая актриса на роль жены Достоевского» по Эдварду Радзинскому. В Театре на Таганке он поставил «Федру» Марины Цветаевой с Аллой Демидовой, Дмитрием Певцовым и Алексеем Серебряковым в главных ролях.

Спектакль «Мастер и Маргарита». Театр Романа Виктюка
Спектакль «Мастер и Маргарита». Театр Романа Виктюка

«Служанки»

Самым известным спектаклем Виктюка стали «Служанки» по пьесе французского драматурга Жана Жене, премьера прогремела в 1988-м в «Сатириконе». Роман Григорьевич не любил условностей, рамок — особенно на сцене — и наиболее ярко проявил это именно в этом спектакле.

Двух служанок, одновременно ненавидящих и боготворящих свою хозяйку, имперсонировали мужчины — такой ход, во многом отсылающий к театральной традиции Античности, вкупе с хореографией Аллы Сигаловой, яркими костюмами Аллы Коженковой и необычным гримом Льва Новикова обеспечил Роману Виктюку славу одного из самых неординарных режиссеров страны. Роли служанок Клер и Соланж и их Госпожи исполнили Константин Райкин, Николай Добрынин и Александр Зуев.

Спектакль быстро вышел за рамки «Сатирикона», стал желанным гостем во многих театрах мира и везде собирал неизменные аншлаги. Журналисты мечтали об интервью с Романом Григорьевичем, молодые режиссеры хотели у него учиться, а простые зрители готовы были посещать «Служанок» бесчисленное количество раз. Критики назвали спектакль манифестом новой театральности.

Фото М. Денисова. Mos.ru
Фото М. Денисова. Mos.ru

Позже Виктюк создал вторую и третью редакции «Служанок», с другими артистами. Постановка по сей день занимает важное место в репертуаре Театра Романа Виктюка.

Театр Романа Виктюка

Постепенно у режиссера появилась идея создания собственного театра, в котором можно творить, ни на кого не оглядываясь. Театр был создан в 1991 году, первой постановкой стала «М. Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана. Актеры Сергей Маковецкий, Эрик Курмангалиев, Ирина Метлицкая и другие с трепетом вслушивались на репетициях в каждое слово знаменитого режиссера.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Самыми громкими премьерами первых лет жизни театра стали вторая редакция «Служанок», постановки «Лолиты» по пьесе Эдварда Олби по роману Владимира Набокова, «Двоих на качелях» Уильяма Гибсона. Через пять лет театр получил государственный статус, еще через год Роман Виктюк получил международную премию Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии. Он стал единственным режиссером-иностранцем, получившим эту награду.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Настоящим событием театрального сезона 1998 года стала «Саломея» Оскара Уайльда. Многие сравнивали ее со «Служанками». В Театре Романа Виктюка ставили пьесы Эрик-Эммануэля Шмитта, Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Джона Форда, Михаила Булгакова. На сцену выходили Елена Образцова, Ирина Соколова, Алиса Фрейндлих и другие артисты — как известные, так и только начинающие карьеру.

Последним спектаклем, поставленным Романом Виктюком на сцене его театра, стала «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилева. Премьера спектакля состоялась 5 марта 2020 года.

Спектакль «Отравленная туника». Театр Романа Виктюка
Спектакль «Отравленная туника». Театр Романа Виктюка

Народный артист и педагог

За свою жизнь Роман Григорьевич поставил более 200 спектаклей в разных театрах, параллельно занимался преподавательской деятельностью. Он учил студентов эстрадно-циркового училища, его учениками были Ефим Шифрин и Геннадий Хазанов. Его приглашали читать лекции для начинающих актеров и режиссеров вузов России, Италии, Украины. Кроме того, Роман Григорьевич выпустил три курса в родном ГИТИСе.

В 2003 году он получил звание заслуженного артиста Российской Федерации, в 2009 году ему было присвоено звание народного артиста.

Источник: www.mos.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *