Игра со смыслами: как художник-модельер из Петрозаводска создает дизайнерскую одежду из старых вещей

Художник-модельер Лада Дымкина живет в Петрозаводске. Она создает дизайнерскую одежду из старых вещей, которые горожане отдают на переработку. Мария Муравьева и «Добро.Журнал» рассказывают, как художница возвращает им жизнь и наполняет новыми смыслами.

Ремесло или искусство?

По специальности Лада Дымкина – художник-реставратор лепного декора и позолоты. Родом из Тихвина, училась в Санкт-Петербурге – в художественно-реставрационном лицее, а потом в Университете культуры и искусств. 15 лет занималась реставрационной деятельностью: золотила и реставрировала купола, иконостасы, лепной декор.

Адмиралтейство, Кронштадтский Морской собор, Екатерининский дворец, здания Сената и Синода, Дворец великого князя Алексея Александровича – вот лишь неполный список объектов, на которых она работала.

Реставрация и искусство стали для нее неразделимыми понятиями, смысл и связь которых художница воплощает сегодня в своих текстильных работах.

Как рассказала Лада, в семье шила бабушка. В советское время она работала на текстильной фабрике, где была начальником цеха. Лада всегда хотела заниматься текстилем, но откладывала мечту «на потом». Реализовалось это желание после переезда в Петрозаводск: вместе со сменой среды поменялся и род занятий.

Началось все с детских кофточек: старшей дочери художницы – семь лет, младшей – пять. Целью с самого начала было не просто переделать старую вещь в новую, но сделать ее художественно интересной. Группа ВКонтакте, которую Лада основала, чтобы рассказать о своей мастерской и привлечь единомышленников, быстро растет: стеганая и лоскутная техники нравятся людям.

К работе с вторичным материалом Лада пришла как художник и искусствовед. Главное, считает она, — это игра со смыслами и философия изделий, а остальное — лишь инструменты. Для более яркого и свободно звучащего творческого высказывания в мастерской художницы осваиваются декоративные техники и художественно-визуальный язык, который применяется в зависимости от концепции и смысла. Лоскут нужен для формирования светотеневых пятен и внутренней композиции «тела изделия», материалы – для создания объема и архитектуры образа, линии – для акцентов внимания, декоративные швы – для фактуры и детализации. У каждого из инструментов есть свои задачи.

«Оставьте ненужную одежду здесь»

В материалах для творчества в мастерской Vata недостатка нет. Студия находится в одном из зданий бывшего Онежского тракторного завода. Сегодня здесь располагается лофт-пространство «Синий коридор», которое объединяет представителей арт-сообщества Петрозаводска: художников, фотографов, танцоров, представителей киноиндустрии.

При входе в «Синий коридор» установлен контейнер благотворительного магазина Юлии Зайцевой, где можно оставить старую одежду. Вещи и ткани приносят также друзья и знакомые. Особенно много вещей, по словам Лады, стали приносить после карантина.

Материал проходит первичную сортировку в студии. То, что годится для творчества, мастерицы оставляют себе. Оставшиеся вещи они передают в благотворительный магазин.

С большим объемом материала и кропотливой ручной работой помогает справиться команда. Ирина Пономарева – мастер северной вышивки. Анна Живетьева занимается стеганием изделий. С дизайнером и куратором Евгенией Маккоевой обсуждаются все проекты и идеи.

В планах – создание своего бренда одежды, производство интерьерного текстиля из вторсырья, создание текстильной обуви, перетяжка мебели, запуск сайта, производство и реализация сувенирной продукции в бутике «Дизайн и ремесла», организация на базе студии Vata обучающих курсов.

По словам Лады, в Петрозаводске работу мастерской часто воспринимают как хэндмейд, мол, ну эти лоскутки-заплатки мы и сами можем. Пока здесь еще не так много людей, которые могут осмыслить роль концепции, на которую опирается художник, соединяя аналитическую работу с творческой.

«Сегодня художник-модельер, дизайнер – это в первую очередь исследователь психологии, души человеческой, – отмечает Лада. – Его призвание – отразить через одежду философию, приоритеты, стиль, внутренний мир, индивидуальность, помочь реализовать какие-то задачи. От внутренних потребностей общества он выстраивает внешний говорящий образ».

Между Сциллой и Харибдой

Пока индивидуальные заказы не приносят стабильного дохода, а создание новых коллекций требует финансовых вложений. Чтобы обеспечить финансовый фундамент и двигаться дальше, в мастерской разрабатывается бюджетная линия сувенирной дизайнерской продукции в карельском стиле. Планируется привлечь к сотрудничеству местных ремесленников – мастеров по текстилю, металлу, дереву, керамике.

Помимо одежды, в мастерской производится из вторсырья домашний текстиль: салфетки, абажуры, занавески, скатерти. Сейчас готовится открытие торговой точки в селе Колатсельга, где мастерская сотрудничает с кафе. Ожидается, что текстильный интерьер, который художницы делают для кафе, станет достойным образцом использования вторичного сырья и будет способствовать популяризации экологичного обращения с материалами. Занавески в витражной технике, лоскутные подушки, пледы, салфетки создадут для посетителей атмосферу уюта и комфорта.

«Здесь идет постоянный оборот, все взаимосвязано, и ты постоянно должен пройти между Сциллой и Харибдой, – отмечает Лада. – Тебе нужно и по миру не пойти, и свое творчество продвинуть, и развиваться, расти. Это большой труд».

Мастерицы принимают активное участие и в региональных культурных проектах. Мастерская сотрудничает с Корпорацией развития Карелии, которая способствует сохранению традиционных ремесел. В рамках этого сотрудничества проводятся бесплатные мастер-классы для жителей и гостей Петрозаводска.

Будущее уже здесь

На протяжении ХХ века процесс производства изделий на швейных фабриках практически не менялся. Сегодня людей за швейными машинами постепенно стали заменять роботы, которые в скоро смогут выполнять даже самые сложные операции.

«Что остается человеку? – говорит Лада Дымкина. – Играть со смыслами и символами, которые отражают течение и мощь творческой живой мысли. Делать акцент на тех декоративных ручных техниках, которые машины не смогут повторить и которые обретают прелесть и особенную теплоту только в умелых руках».

«Меня очень вдохновляет Карелия, – продолжает Лада. – Это благодатная для творчества земля. Но ей нужен мощный и умный ребрендинг, нужна единая система культурных связей. Инициатива должна идти от властей. Для отдельных людей или небольших артелей, объединений это непосильная задача».

Очевидно, что это долгая история, которая требует больших энергетических и временных ресурсов, и мастерская Vata – часть этой истории.

«В Хельсинки выходишь к воде – там яхты и корабли. У нас выходишь – и ничего, – добавляет Евгения Маккоева. – Нам предстоит еще много вложить своих сил в развитие нашей любимой Карелии».

Автор: Мария Муравьева

Источник: Добро.Журнал

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама