Фотографы Великой Отечественной войны

Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага. Берлин, 1945

На фронте и в тылу Великой Отечественной войны героически сражались многие наши земляки. На фронтах работали более 400 военных корреспондентов. Фотографам того времени мы обязаны тем, что помним о военных событиях не только через рассказы, литературу и песни, но и через прямые визуальные доказательства. Они часто рисковали собой на передовой и мастерски выполняли не только документальные, но и художественные задачи.

Работу осложняли не только адские военные условия, но и работа с пленой. Ведь на нее необходимо было внимательнее снимать, а потом как можно скорее доставлять (лучше самому) в редакцию. Проявочные комнаты, редакции и типографии могли располагаться в фронтовых поездах, которые нередко бомбардировались, легкие самолеты, на которые фотографы спешили, чтобы пленка быстрее оказалась в редакции, часто подбивались.

Операторы и фотографы, снимавшие Курскую битву, работали буквально на минных полях. Силы оптики не хватало, чтобы фотографировать действия издалека, поэтому им нужно было ждать, пока танки врага приблизятся к окопам.

Макс Альперт

Корреспондентом ТАСС и Совинформбюро Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну, снимал и на фронтах, и в тылу. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. Его кадр «Комбат» стал одной из самых известных фотографий времен войны, хоть он и является постановочным.

Альперт — один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии.

Макс Альперт «Комбат»
Макс Альперт «Комбат»

Поэт Константин Симонов писал о нем: «Мне как военному корреспонденту, работнику «Красной звезды», немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом.

Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество».

Дмитрий Бальтерманц

Бальтерманц начал работать в 14 лет и перепробовал множество профессий — шрифтовика, киномеханика, ассистента печатника в газете «Известия». Типография отправила его учиться на рабфак Московского государственного университета. В 1939 году Бальтерманц закончил мехмат МГУ.

Дмитрий продолжал сотрудничать с газетой «Известия», и в том же году его командировали в Западную Украину, чтобы снять фоторепортаж о присоединении к СССР. Дмитрий Бальтерманц почти не колебался и легко отказался от перспектив научной академической карьеры: «На размышления ушло немного времени — душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат», — говорил он.

Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий Бальтерманц отправился на фронт в качестве корреспондента газеты «Известия». В 1942 году его сотрудничество с изданием прервалось. Он вернулся в Москву, чтобы проявить и напечатать фотографии. Его снимки остались сушиться в редакции без присмотра, и во время ночной смены его фотографии английских танков, стоявших на вооружении у Красной армии, использовали как иллюстрацию для утреннего номера, подписав как «подбитые немецкие танки».

Хотя сам фотограф не был виновен в случившемся, ответственность была возложена на него — его разжаловали в рядовые и направили в штрафной батальон. В 1943 году он был ранен в ногу и пролежал в госпитале до 1944 года, а затем снова поехал на фронт — уже в качестве фотокорреспондента газеты «На разгром врага». Бальтерманц снимал и строительство противотанковых укреплений под Москвой, и военные действия в Крыму, и битву под Сталинградом.

Дмитрий Бальтерманц «Атака». Ноябрь 1941 г.
Дмитрий Бальтерманц «Атака». Ноябрь 1941 г.

«Горе» — самая известная работа фотографа — была сделана в Керчи, в январе 1941 на месте расстрела мирных жителей. Бальтерманц долгое время не отбирал снимок даже для своих персональных выставок. Итальянский фотограф Кайо Гарруба взял снимок для выставки «Что такое человек».

Бальтерманц отретушировал фотографию, «впечатав» в нее контрастное грозовое небо, которое бы подчеркивало трагический сюжет. Некоторые исследователи спорят о этичности действий автора, однако, несмотря ни на что «Горе» остается одной из знаковых работ того времени. В СССР снимок был показан только в 1975 году во время празднования 30-летия Победы.

После войны, имея ордена, медали и огромное количество фронтовых фотографий, подвергался притеснениям. Он долго не мог устроиться на работу, пока наконец его не приняли в «Огонек». В 1965 году он возглавил фотослужбу журнала и проработал там до самой смерти.

Яков Рюмкин

В 15 лет Яков Рюмкин пришел работать курьером в одну из харьковских газет. Затем в 1936 году стал фотокорреспондентом газеты «Коммунист», архив которой был утрачен в годы войны. К началу Великой Отечественной он имел уже немалый опыт работы в газете.

Рюмкин прошел войну с самых первых её дней и до конца в качестве фотокорреспондента «Правды», наиболее известными стали его репортажи из Сталинграда. Также снимал освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Польши, взятие Берлина. Во время сражений Яков Рюмкин получил ранение и контузию.

Писатель Борис Полевой вспоминает о нём: «Даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент «Правды» Яков Рюмкин.

В дни многих наступлений я видел Рюмкина в передовых наступающих частях, и его страсть доставить в редакцию уникальный снимок, не стесняясь ни в трудах, ни в средствах, была тоже общеизвестна». Была на Рейхстаге и такая надпись — не только «дошел», а «здесь снимал». Эту надпись оставил Яков Рюмкин.

Яков Рюмкин «Пленные немцы у Белорусского вокзала». 1944 год
Яков Рюмкин «Пленные немцы у Белорусского вокзала». 1944 год

После Победы работал в «Правде», «Советской России», «Огоньке», издательстве «Колос». Снимал в Арктике, на целине, делал репортажи о партийных съездах и еще большое количество других съёмок.

Всеволод Тарасевич

Всеволод Тарасевич начал публиковаться в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», будучи студентом Ленинградского электротехнического института. С начала Великой Отечественной войны двадцатилетний Тарасевич был фотокорреспондентом ТАСС и работал на Ленинградском фронте и в блокадном городе.

Тарасевич снимал с первых дней войны: прекрасный цветущий город в самый разгар белых ночей и людей, которые еще не знают, что им предстоит пережить. Первые бомбежки, эвакуацию горожан, работу гражданского населения на строительстве оборонительных сооружений, блокадную зиму 1941-1942 годов, застывший город, умерших людей на улицах, реки и каналы, из которых обессилевшие жители брали воду. На этих фотографиях город часто кажется главным действующим лицом, Тарасевич часто снимает Неву, улицы и проспекты Ленинграда.

Вылетал в составе тройки истребителей и несмотря на то, что каждую ночь возвращались не все самолеты, Тарасевич всегда оставался цел. После очередного тяжелого репортажа Всеволод поспешил с проявкой и сдачей кадров и потерял все снимки.

Бачков для проявки в лаборатории было в два раза меньше отснятых пленок, и фотокорреспонденты экономили время — заряжали по две в бачок. Однако, в один злополучный раз фокус не удался — пленки слиплись. Несколько дней фотокорреспондент пролежал в лихорадке — смертельно было жаль потерянных кадров.

Всеволод Тарасевич «Лыжники-пехотинцы»
Всеволод Тарасевич «Лыжники-пехотинцы»

Много лет спустя, в начале 1990-х, уже будучи классиком фотографии, он напишет: «Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие.

Сработаны были старенькой лейкой, которую всегда носил в кармане. Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, помногу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук…».

Именно во время войны закладывается гуманистическое мировоззрение Тарасевича — позже это сделает его главным выразителем идей оттепели в фотографии.

Евгений Халдей

Евгений Халдей родился в год революции в городе Юзовка, который впоследствии переименовали в Донецк. Во время еврейского погрома погибли его мать и дед, причем мать закрыла его собой; пуля прошла через ее тело и застряла в легком годовалого Евгения. В 12 лет Халдей сделал свою первую камеру — сам, с помощью деталей и знаний, которые получил, подрабатывая подмастерьем в фотомастерской.

В качестве объектива использовал линзу, которую стащил из бабушкиных очков. Евгений был вынужден начать работу в паровозном депо и на отложенные деньги Евгений купил в рассрочку первую «настоящую» камеру — Фотокор-1.

В 18 лет он стал профессиональным фотографом в украинских газетах, иногда его снимки попадали в московские издания, а в 1936 году попал в фотоагентство «Союз-Фото» (позже ТАСС).

Халдей — единственный в советской фотожурналистике военный фотокорреспондент, в архиве которого Великая Отечественная война представлена хрестоматийно, от первого до последнего дня. Он сделал множество знаковых снимков Второй мировой войны, например, фотографии москвичей, слушающих по радио правительственное сообщение 22 июня 1941 года, а также «Знамя Победы над Рейхстагом».

Снимок со знаменем был сделан по заданию Фотохроники ТАСС 2 мая 1945 года, когда рейхстаг уже был взят. Перед этим Халдей снял победные знамёна над освобождёнными городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем. В объектив фотографа попали и Парад Победы на Красной площади, и Потсдамская конференция, и Нюрнбергский процесс, в ходе которого в качестве улик использовались его снимки.

После войны Евгений Халдей разыскивал тех, кого снимал в годы войны и многие его снимки оживали, они уже не были безымянными. В 1949 году, Халдей был уволен из ТАССа «по пятому пункту» — за свое еврейское происхождение, но несмотря на это продолжал упорно работать. В 1957 он был принят на работу в «Правде», в 1970 году снова уволен.

Мировая известность Халдея подтвердилась в 1995, в пятидесятилетие Победы, во время седьмого Международного фестиваля фотожурналистов во Франции. На мероприятии чествовали двух знаменитых фотокорреспондентов, работавших на Второй мировой войне — Евгения Халдея и Джо Розенталя. На этом же фестивале Халдею вручили одну из самых почетных наград в мире искусства — звание «Рыцаря ордена искусств и литературы».

О технике Халдея можно прослушать подробную лекцию Сергея Шахиджаняна.

Наталья Боде

Наталья Федоровна Боде стала фотокорреспондентом еще в 1934 году, устроившись в киевскую газету «Коммунист». После смерти мужа, фотокорреспондента Бориса Козюка, Наталья решает идти на фронт, оставив в Киеве маленького сына и пожилых родителей. В 1941 году она поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до конца войны.

Наталья постоянно печаталась в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта. В рабочей биографии Боде были задания, когда она одна преодолевала расстояние по лесу в 40 километров и спала в самодельном шалаше, но приносила достойные снимки. Стала прототипом главной героини книги и фильма «Дикий мед» о женщине-военкоре.

Наталья Боде является автором как минимум одного первого и исторического снимка — кадра с подбитым «Тигром». После провала под Сталинградом немецкое командование сосредоточило все силы на Курском направлении, отправив туда всю новейшую технику, в том числе и самые мощные танки — легендарные «Тигры».

В газетах не было фотографий подбитых «Тигров», хотя наши солдаты выводили из строя и эти танки. Долгое время этот факт не удавалось заснять. В какой-то момент редакции газеты «Красная Армия» стало известно, что на нейтральной полосе остался «Тигр», подбитый советскими бойцами.

Наталья Боде «Советские солдаты с Победой отправляются домой из Берлина»
Наталья Боде «Советские солдаты с Победой отправляются домой из Берлина»

Когда Наталья Боде подобралась к танку и засняла пробоины в его броне, враги тут же открыли огонь. Взрывная волна, сбившая с ног Наталью, уберегла ее от серьезных ранений. Фотография получилась удачной и срочно пошла в номер.

На фронте Наталья Боде встретила своего второго мужа, известного поэта Евгения Долматовского, автора песни «Любимый город может спать спокойно». Свиданию с ним Боде обязана жизнью: влюбленные отошли от поезда, в котором располагалась редакция, фотолаборатория и типография газеты, а когда вернулись, обнаружили его в огне. Пропали не только все материалы и негативы — погибли сотрудники фронтового издания.

Ее внук Василий Кутьин рассказывает: «Бабушка старалась не вспоминать войну и достаточно мало об этом говорила. Ей было очень тяжело. Она прошла всю войну, видела Майданек, сотни убитых. Архив ее фотографий действительно огромный. Много лет никто к нему не притрагивался. Когда его разобрали, то выяснилось, что часть фотографий утрачена, испорчены, не подлежат реконструкции и печати».

Эти и многие другие отважные фотокорреспонденты боролись и добывали для нас кадры, благодаря которым мы можем ясно увидеть подвиг наших предков и никогда не забыть его. В этой статье упомянуты лишь немногие из них. В архивах есть сотни военных фотографий, постарайтесь вспомнить о самоотверженном труде авторов.

Источник: zilcc.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама