«Здесь мыслилось и виделось легко…»

Дмитрий Иванович Менделеев — наш соотечественник, великий ученый и удивительный русский человек. Он с присущей ему дерзостью и прямотой шел к достижениям, мало заботясь о собственном престиже. Он был простым в общении, интересным собеседником, но при этом – человеком неудобным для «судьбоносных чинуш», которых немало было на его творческом и достаточно трудно складывашемся пути ученого-первопроходца. «Эко, батенька, как тебя разносит», — громко говорил Менделеев у себя в кабинете, явно довольный достигнутым.

1834 год. Сибирский город Тобольск, в прошлом торговый центр и место ссылки декабристов. Здесь, в семье учителя, инспектора по народному образованию родился будущий автор Периодического закона химических элементов Дмитрий Менделеев.

Учился и рос, как все дети. Зато окружали в избытке мощь природы, разговоры «чужаков ссыльных», книги – все это и воспитывало остроту восприятия. Он уже тогда умел по-своему дышать родным домом — широко и мощно. С юношества понимал как просторечие, хлебосольство, добродушие, почтительную строгость взрослых, так и размеренный образ жизни с «деланьем дела потом гуляй смело».

Отсюда разумное желание правильно выстраивать жизнь. Пример рядом – труженица-мама Мария Дмитриевна Корнильева. Она знала крестьянский поденный труд. Кормил большую семью маленький родовой стекольный заводик в Аремзянах, что недалеко от Тобольска, рядом с тайгой.

В большую науку Дмитрий Менделеев ушел сразу после окончания Главного Педагогического института. «Втянули» в нее будущего светилу мировой науки русские профессора – А.А.Воскресенский, Э.Х.Ленц. Вот у кого прошел школу «зарабатывания» знаний молодой химик. Он сразу стал почитаемым ученым.

Впрочем, не для всех. Нашлись деятели и «сеятели» от науки, сумевшие забаллотировать его в члены Российской Академии наук. Зато он при жизни становится Почетным членом многих международных обществ, Академий, известных учебных заведений. Будущее ученого с мировым именем состоялось в 1869 году, когда Дмитрий Иванович озвучил идею периодичности химических элементов.

Вехи биографии, как эпохи: Германия, Русское химическое общество им созданное, нефть, промышленность, каменный уголь России, ее экономика и просвещение. Все спрессовано в единой связи.

Исследования во многих областях химии, физики, открытия, написание научных трудов, ежедневное чтение лекций с утверждением нужных доказательств. Чего стоят строки из его книги «Заветные мысли»: «Хочется-то мне выразить заветную мысль о нераздельности и сочетанности… отдельных граней познания…».

Первая жена Феозва Никитична Лещева до конца жизни оставалась ему другом. У них были прекрасные дети — Владимир и Ольга. Дмитрий Иванович трепетно заботился о семье.

Через всю жизнь пронес Дмитрий Иванович и любовь к донской казачке Анне Ивановне Поповой, своей второй жене. Она одарила его дочерью Любовью, ставшей затем «Прекрасной музой» для поэта Александра Блока. А «виновато» в том «милое, чудное Боблово», приобретенное молодым Менделеевым для «малых дел», связанных с мыслью занятия сельским хозяйством Нечерноземья. «…В самую пору освобождения крестьян…, когда земля сильно подешевела… я купил в Московской губернии, в Клинском уезде, около 400 десятин земли…, отчасти запущенной…»

Итак, новая точка отсчета в биографии Дмитрия Ивановича Менделеева: 1865 год, Боблово. Приезд сюда был не случаен. Скорее предопределен. Как, впрочем, и вся его жизнь, наполненная «неслучайными случайностями». 25 верст дороги в Клин поразили его сибирской похожестью: и дали, и выси, «вот только кедровника нет», — сокрушался молодой ученый.

С тем и приехал в сельцо. Осмотрел бывшее имение князя Дадиани, поля, лес. И с присущим ему чутьем гения понял – здесь есть, где развернуться, начать земельное дело, чтобы поспорить с коллегами из Петровской Академии – родит ли эта земля хорошую рожь, если к ней с «головой подойти».

Почти 40 лет ездил в Боблово, к себе в усадьбу Менделеев. Начинал с обустройства жилья для первой семьи, рабочего кабинета. Разбивал опытные поля, строил скотный двор, подворье. Присматривался к мужикам, втягивал их в свой ритм работы. Многочисленное семейство Менделеевых требовало и домашнего распорядка с отдыхом и трудом.

Именно «бобловский» период жизни Дмитрия Ивановича, «где мыслилось и виделось легко», становится той отдушиной, после которой Петербург куда как легче переносится. Отдохнувший душевно, Менделеев с головой уходит в университетские и другие дела. Его коллеги и друзья: А.С.Попов, А.И.Куинджи, И.Е.Репин, Н.Н.Бекетов, К.А.Тимирязев, бывавшие в Боблове, просто поражались энергии ученого. Лекции, читанные им на сельскохозяйственных курсах, вызывали восторг у слушателей.

Женитьба на Анне Ивановне Поповой после трудного развода с первой женой внесла новое желание заняться наукой. Затем — строительство второго дома. Судя по отчетам управляющего, хозяйство планомерно развивалось. Быт и жизнь большой семьи втягивали в круговорот своих интересов, включая деятельность домашнего театра, друзей и просто знакомых.

Прекрасный лесопарковый ансамбль усадьбы восхищал всех. Здесь состоялась и первая встреча Любови Дмитриевны Менделеевой с Александром Александровичем Блоком. Все тревожило чувства — и знойное томление летнего заката, и сиреневая аллея с беседкой-шептуньей, и запахи цветов.

В очередной раз Дмитрий Иванович побывал в усадьбе в 1903 году, когда состоялось венчание молодых Блоков в деревне Тараканово в церкви Михаила Архангела.

Что сегодня встречает нас в этих местах? Сохранившейся дом Ильина-Смирнова, где расположен музей, который видится далеко с Бобловского холма. Частично сохранившийся парк. В экспозиции музея – мемориальные вещи ученого, документы, фотографии — все напоминает о Дмитрии Ивановиче, даже старые стены.

Свою жизнь Менделеев определил, как три службы Родине: науке, образованию, промышленности. Он жил и служил, как мог и умел Гений. После себя оставил более 500 научных трудов.

В них как бы завещание потомкам: «…Россия, взятая в целом, думается мне, доросла до требований свободы, но не иной, как соединенной с трудом и выполнением долга. Виды и формы свободы узаконить легко прямо статьями, а надо еще немало поработать мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной».

Лариса Титова, фото из архива Василия Кузьмина

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама