Межзвездная комета 2I/Borisov удивила астрономов

Первая межзвездная комета 2I/Borisov раскрывает тайны формирования планет у других звезд. В отличие от планет, кометы не сильно изменились с момента рождения, т.к. большую часть своей жизни они проводят в холодных отдаленных от звезд регионах. Изучение состава ледяных странниц и их поведения в момент сближения, в нашем случае с Солнцем, может многое рассказать о процессах, которые протекали в протопланетных дисках на самых ранних этапах.

«Впервые нам удалось заглянуть внутрь кометы, пришедшей из-за пределов Солнечной системы. И она сразу показала резкое отличие от тех, что мы видели ранее», – отметил Мартин Кординер, ведущий автор исследования из Центра космических полетов имени Годдарда NASA.

Журнал Nature Astronomy опубликовал выводы ученых и результаты наблюдений за первой межзвездной кометой 2I/Borisov. Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы исследовали газ, вырывающийся с поверхности первой обнаруженной межзвездной кометы 2I/Borisov. К их удивлению, данные показали присутствие большого количества окиси углерода. В свою очередь это позволяет сделать выводы о среде, в которой она сформировалась.

«Мы наблюдали комету 2I/Borisov 15 и 16 декабря 2019 года, в момент, когда она находилась на расстоянии двух астрономических единиц от Солнца. Количество окиси углерода, выбрасываемое ей, оказалось крайне высоким. Оно в 9 – 26 раз выше, чем у родных комет Солнечной системы», – рассказывают авторы исследования.

До настоящего времени не было никаких подтвержденных наблюдений родительских летучих веществ (газов, выделяющихся непосредственно из ядра) кометы из любой планетной системы, кроме нашей собственной.

Наблюдения на ALMA выявили два вида молекул в газе, выбрасываемом кометой 2I/Borisov: цианистый водород и угарный газ. В то время как первый показал присутствие в количестве, аналогичном кометам Солнечной системы, высокая концентрация второго стала неожиданностью. По мнению астрономов, это говорит о том, что 2I/Borisov сформировалась при температурах ниже -250 градусов по Цельсию.

Вероятно, комета 2I/Borisov сформировалась в чрезвычайно холодной среде на большом удалении от своей звезды.

Угарный газ СО является одной из самых распространенных молекул в космосе, и он заключен в большинстве комет Солнечной системы. Тем не менее, его содержание в них сильно отличается, и пока неясно, почему. Возможно, это связано с областью, в которой комета формировалась, или же с тем, насколько часто она приближается к Солнцу и теряет легко испаряющиеся льды.

Измерения составов комет важны для астрономов, они обогащают теорию химической эволюции протопланетного диска и помогают лучше понять из каких элементов произошло формирование планетных тел и их атмосфер.

Наблюдения за межзвездной кометой 2I/Borisov дают уникальные новые представления о химии, которая произошла во время формирования планеты в другой звездной системе.

«Комета 2I/Borisov предоставила нам взгляд на химию, которая сформировала другую планетную систему. Но только когда мы сможем сравнить ее с другими межзвездными кометами, мы узнаем, является ли она особенной или же все внесолнечные объекты содержат необычно высокие уровни окиси углерода», – заключили авторы исследования.

Высокая скорость межзвездной кометы 2I/Borisov в момент прохождения через Солнечную систему, составляющая 33 километра в секунду, указывает на то, что она, вероятно, была выброшена из своей системы либо проходящей звездой, либо гигантской планетой. Затем комета провела миллионы или миллиарды лет в холодном одиноком путешествии по межзвездному пространству, прежде чем 30 августа 2019 года была открыта астрономом-любителем Геннадием Борисовым. 8 декабря 2019 года комета прошла перигелий.

При подготовке использованы материалы сайтов: nature.com и in-space.ru.

Источник: www.planetarium-moscow.ru