Интервью с актрисой и режиссером Василисой Тепляковой о современном театре

Расскажите в двух словах чем современный театр отличается от традиционного: Я бы не стала противопоставлять друг другу определения «современный» и «традиционный». Сегодня существует большая путаница с этими понятиями. Традиционной может быть эстетика, но опять же, что есть русская «традиционная» театральная эстетика — большой вопрос. Например, у японцев традиционная эстетика — это театр Но и Кабуки, в Индии — Катакхали, а вот у нас это достаточно спорный момент.

Скоморохи? Площадной ярмарочный театр? Когда К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко в 1901 году поставили спектакль «Три сестры» по пьесе Чехова — это был образец настоящего современного театра, с современной, новой для того времени режиссурой, актеры в современных платьях говорили в современной манере текст, написанный современным модным драматургом.

Зрители разделились на тех, кто принял новую эстетику и на тех, кто отрицал, что такой театр имеет право на существование. Так вот современный театр это весь тот театр, который существует сегодня. Я делю всё-таки спектакли на те, которые поставлены в бытовой эстетике и на «небытовой» театр, где мы пытаемся вырваться из бытовых привычных шаблонов, последний мы и привыкли называть сегодня «современным».

— Как понять, что постановка действительно хорошая?

— Мне кажется, что если ты вышел из зрительного зала, поехал домой, приехал, сел ужинать и не перестаешь думать об увиденном, прокручиваешь в своей голове, то это определенно хороший показатель для спектакля.

А если еще мысли тебя «не отпускают» несколько дней, так это вообще здорово. Причем мысли могут быть как позитивные, так и негативные, протестные, не самые приятные. Главное, что случилось самое важное — тебя задело внутри, тронуло, что-то надорвалось.

— Посещение современной постановки — это всегда своего рода эксперимент, как определить, что он удался?

— Эксперимент в театре для меня равно эксперимент над зрителем, всегда психо- эмоциональный эксперимент (мы либо вовлекаем его в действие физически, словесно, либо используем такие сценические выразители, чтобы выбить человека в зрительном зале из состояния внутреннего спокойствия).

Удавшийся эксперимент, как и хороший спектакль, когда тебя вывели на какие-то эмоции, затронули какие-то струны твоей души, заставили плакать или искренне смеяться, испытывать дискомфорт, в общем заставили твою душу и мысли работать.

— Значит ли, что хороший спектакль, это всегда эксперимент?

—Театр — это искусство живое, здесь и сейчас, мы никогда не знаем, какая придет сегодня публика в зрительный зал, в каком душевном настрое, а значит каждый спектакль — это живая, изменяющаяся материя, и люди на сцене исследуют и себя, и реакцию зала, и каждый раз это абсолютно непредсказуемо. Поэтому, наверное, для меня театр и спектакль — это всегда своего рода эксперимент.

— Каждому человеку нужна некая насмотренность, чтобы точно понимать, что ему нравится, а что — нет. Если этой театральной насмотренности пока нет, на что ориентироваться?

— Мне кажется, у каждого зрителя могут быть свои собственные ориентиры, все очень субъективно. Но можно начать читать какие-то паблики о современном театре, походить в разные театры, пощупать, так сказать, что откликается, что — нет.

Почитать отзывы критиков и зрителей, хорошие и плохие, а лучше плохие, а потом пойти и сформировать своё собственное мнение о спектакле. Эмоции зрителя — это лакмусовая бумажка нашего вида искусства, страшно, когда тебе становится в зале скучно, когда ты выходишь абсолютно равнодушным.

Потом, смотрите, многие не любят современную живопись, говорят, что за кляксы на холсте, и я тоже когда-то не любила современных художников, сейчас же я понимаю, что я просто не умела понимать их.

Теперь же с накопившимся творческим опытом мне нравится часами сидеть в галерее и смотреть на эту «кляксу» и фантазировать, что же художник имел в виду, и что чувствую я.

Так же и в театре, ты можешь чего-то не понимать, но попробуй отключить разум и начни фантазировать, подключись эмоционально, выключи рассудок, ничего не суди, а попытайся разобраться, фантазируй! Например, после своих спектаклей я слышу от зрителей такое количество трактовок увиденного, и мне безумно интересно, я понимаю, если зрители трактуют по-разному, значит я добилась своего — некой универсальности. Каждый видит то, что созвучно лично ему.

— Есть ли «хорошо» и «плохо» в театре сегодня?

— Мне кажется, что люди, которые занимаются искусством — это одно племя, и мы должны держаться вместе и не судить друг за друга. Режиссеры и актеры обнажают в своих работах своё нутро, свою боль, это очень интимно, может, зритель не всегда это понимает.

Лично я, как режиссер (не имею права говорить за всех), в каждом спектакле делюсь со зрителем какой-то своей болью, сильным душевным переживанием, а это всегда очень страшно, обнажать душу таким образом. Поэтому я не берусь судить коллег. Я скорее делю всех на близкий и понятный мне театр и просто «не мой». Но я уверена, что на каждый театр найдется свой зритель.

— С чего лучше начать свой выбор если ты «новичок» в театральном деле, на что порекомендуете пойти после окончания карантина?

— Никто не знает, что будет после карантина, потому что сейчас все театры «стоят», и это огромный удар по нашему виду искусства. Но мы определенно выйдем «голодными» до искусства, появится большое количество постановок, посвященных нашим сегодняшним реалиям, у меня самой уже в голове огромное количество мыслей на эту тему. Поэтому если ты новичок, то просто смело покупай билет не в кино, а в театр, и начинай своё путешествие по этому миру.

— Какие источники посоветуете, где узнавать что сейчас нового происходит в мире театра в Москве?

— В интернете есть огромное количество прекрасных групп, посвященных современному театру, по хэштегу #современныйтеатр можно также найти интересные страницы в инстаграме. В ЗИЛе, кстати говоря, происходит очень много интересных актуальных театральных событий.

А еще хочу посоветовать ходить на студенческие работы в театральные вузы, вы можете попасть на многие спектакли бесплатно, но именно студенты — молодые, искренние, бунтующие и живые, дарят зрителям невероятные эмоции, потому что для студентов всё в новинку, всё со страстью и дерзостью, что называется «на разрыв».

— В каком направлении вы работаете?

— Очень мне нравится театр «небытовой». Люблю фантазию на сцене. Однако я стараюсь отталкиваться от пьесы и драматурга. Текст сам диктует законы, по которым его можно ставить на сцене.

— В своей работе Вы используете Метод Терзопулоса. Расскажите, кто это?

— Теодорос Терзопулос — это греческий режиссер, который основал театр «Аттис» в Афинах, он путешествует по всему миру, ставит спектакли и преподает свой Метод, направленный на развитие тела, голоса, психо-эмоциональной свободы актера и умению управлять энергией, открывать в своем теле новые энергетические резервуары, направлять энергетические потоки.

Спектакли Терзопулоса, безусловно, отличаются особым стилем и присущей только ему эстетикой, кому-то она может показаться достаточно мрачной и непонятной, но то, что его спектакли берут зрителя в энергетический захват — отрицать нельзя.

— Что это за Метод? Как он появился?

— В 1986 Теодорос Терзопулос поставил спектакль «Вакханки», этим спектаклем он открыл свой театр «Аттис» и театральный фестиваль в Дельфах. Примерно за год до премьеры, прежде чем начать постановку, он собрал достаточно большую группу актеров со всей Греции, которым он предложил принять участие в эксперименте. В пьесе «Вакханки» главным действующим лицом является Дионис — бог, который на протяжении всей пьесы принимает разные обличия.

Для Терзопулоса было важно познать природу трансформации (ведь в трансформации суть актерской профессии), природу трансцендентального, также ему было интересно изучить природу вакхического ритуала. И он отправился с актерами в большое путешествие по Греции, по маленьким деревням, племенам, начал изучать природу тела, и после этого путешествия с ним осталось меньше половины актеров. Но с этой маленькой группой людей ему удалось найти то, что он искал, и у них получился впечатляющий, гипнотизирующий спектакль.

— Можно ли метод Терзополуса сопоставлять с «методами» Станиславского или Чехова? В чем принципиальная разница?

— Мне кажется, что противопоставлять их нет никакого смысла. Проблема в том, что мы в последнее время очень узко воспринимаем того же самого Станиславского. А Станиславский — это планета, его жизнь и творческий путь делится на огромное количество периодов.

Он постоянно искал новые подходы: психологический театр, метод физических действий, был даже период, когда Станиславский и его ученики практиковали йогу. Разве можно заключить Метод Станиславского в два слова?

Равно как и Метод Чехова, который то искал психологический жест, то путешествовал по своему подсознанию. Так и Метод Терзопулоса нельзя описать кратко, мы можем очень топорно сравнить его поиски с поисками лучеиспускания у Станиславского, можем сравнить его с поисками пределов человеческих возможностей у Гротовского, можем сказать, что Терзопулос и наш Васильев смотрят в одном направлении.

Но все вышеперечисленные Методы и фамилии вели и продолжают вести свои творческие поиски только в одном направлении — как сделать человека на сцене свободным, технически-оснащенным, полным энергии и умеющим взять зрителя в эмоциональный захват.

— Он ставил в России, можно ли что-то посмотреть из его спектаклей?

— В России у него идет несколько спектаклей: в Москве в Электротеатре Станиславского у него идет спектакль «Вакханки», и в Санкт-Петербурге в Александринском театре он поставил четыре спектакля — «Мамаша Кураж», «Маузер» (недавно была онлайн- премьера из-за карантина), «Конец игры» и «Царь Эдип».

Источник: zilcc.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама