Мое иконописное творчество сформировали и направили древние иконы

Татьяна Акимова из Клина совсем недавно получила от губернатора Московской области Андрея Воробьева знак «Заслуженный художник России». Указ о присвоении ей почетного звания подписал президент России.

Сама Татьяна Акимова занимается искусством уже более 30 лет. В ее копилке благодарственное письмо от губернатора Подмосковья в 2006 году, почетный знак губернатора региона «Благодарю» в 2012 году, благодарственные письма от министра культуры Подмосковья (2011) и от министра культуры РФ (2018).

Во многих семьях есть иконы — некоторые нам достались по наследству от бабушек и дедушек, современные иконы мы покупаем в храмах.

Татьяна Акимова — иконописец — рассказала об этом творчестве.

— Как Вы пришли к искусству?

— С раннего детства я любила рисовать, а в семь лет родители отвели меня в изостудию Дома пионеров (сейчас это Дом детского творчества), где я училась у талантливого педагога и удивительного человека Елены Васильевны Тальман.

Она и до сих пор там преподает, посвящая свою жизнь детям. В то время мы часто с ней ездили в музеи, на выставки, и тогда я впервые познакомилась с шедеврами Третьяковской галереи. Именно в детские годы у меня зародилась любовь к живописи.

После 10 класса я поступила в Федоскинскую школу миниатюрной живописи к педагогу, заслуженному художнику России Василию Ильичу Дюжаеву. С большой благодарностью вспоминаю этого замечательного Мастера. В Федоскино я получила профессиональные знания, необходимые художнику декоративно-прикладного искусства. Несколько лет занималась миниатюрой на светские темы, но однажды получила заказ на религиозную тематику и постепенно увлеклась иконописью. Изучала основы древнерусской темперной живописи, технологию письма, занималась реставрацией старых икон.

— В иконописи Вы предпочитаете современные технологии или методы древнего письма?

— Изначально я поставила перед собой задачу: сохранять технологию древнерусских иконописцев, использовать только традиционные материалы без современных «модернизаций» — правильно обработанные доски, настоящий левкас, натуральные пигменты, льняную олифу.

— Чем отличаются искусственные краски от натуральных?

— Искусственные краски уступают натуральным по долговечности и светостойкости. Средневековые иконы славятся своими немеркнущими красками, и даже время не в состоянии их разрушить.

— Что является приоритетом при выборе иконы?

— Выбор икон всегда индивидуален. Икона может быть как предметом искусства, так и предметом религиозного почитания. Например, за последнее время чаще стали заказывать мерные иконы.

— Что такое мерная икона?

— Главное, что характеризует мерную икону — это размер. Она соответствует росту новорожденного младенца. На этой иконе изображается тезоименитый святой новорожденного — его ангел-хранитель.

— Пишете ли Вы иконы для храмов, или выполняете только частные заказы?

— Сегодня ведется активный процесс возрождения храмов и монастырей, строительство новых, поэтому существует потребность в создании как отдельных икон, так и целых иконостасов. В 2007 году был создан иконостас для храма Живоначальной Троицы в городе Дмитрове.

— Старые мастера не подписывали свои творения, а как сейчас?

— Действительно, авторство древних иконописцев намеренно скрывалось, так как иконопись по архивным страницам, «не самовыражение, а служение и аскетическое делание». Но уже в начале XVIII века был издан указ о требовании к мастерам подписывать свои иконы, «дабы не было худого и нелепого письма».

Я часто общаюсь с искусствоведами, музейными работниками, и они настоятельно просят современных иконописцев подписывать свои работы, указывать имя, фамилию и год создания — это исключит в будущем установление авторства произведения.

— Какой у Вас любимый образ?

— Для меня важен любой образ, над которым я начинаю работать, но образ всероссийского старца — преподобного Серафима Саровского мне наиболее дорог. Он занимает особое место в моем творчестве. Собираю книги о святом, изучаю ранние портреты.

В самом начале я писала поясные иконы Серафима Саровского, одна из которых находится у митрополита Сербского, а уже позже была написана житейная икона для частной галереи. К празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевском монастыре была написана храмовая икона.

— Нужно ли освящать написанную икону?

— Этот вопрос сугубо индивидуален, но мое мнение — отреставрированную или вновь написанную икону желательно освятить. Освященные иконы имеют особую благодатную связь с духовным и божественным миром, через них и мы приобщаемся к вере.

— Где лучше всего находиться иконам старых мастеров?

— Я глубоко убеждена в том, что древние иконы должны находиться в условиях, где им будет обеспечена максимальная сохранность. Это культурное достояние, которое мы должны сохранить для наших потомков. Вопрос о передаче древних икон из музеев в храмы и церкви очень сложный, и надо рассматривать каждый отдельно взятый случай.

С большим пониманием отношусь к священнослужителям, но состояние некоторых древних икон таково, что любая, даже самая бережная транспортировка может нанести невосполнимые утраты, или вовсе привести к их разрушению, не говоря уже о том, что храниться такие иконы должны при определенном температурно-влажностном режиме.

Древние иконы — это не только духовная ценность, это еще ценность художественная и искусствоведческая. Я думаю, что в музеях они более доступны. Огромное количество людей приходит не только смотреть на них, но и обучаться технике иконописи. В любом случае последнее слово должны сказать специалисты.

Василий Кузьмин, фото автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама