Как научиться воспринимать академическую музыку?

Наверное, первое и главное, что необходимо усвоить любому потенциальному посетителю вечеров камерной музыки и прочих концертов академической музыки, — следующее: избавьтесь от предубеждений, волны слухов и чужих впечатлений.

Откройте свою душу для приобретения совершенно нового опыта! Для этого, на самом деле, достаточно просто прийти в зрительный зал в позитивном предвкушении.

Стоит ли готовиться к «прослушиванию» и если да, то как?

Хорошо, если на первых этапах своего погружения в «неизведанный мир» вы выберете для себя формат с пояснениями. Сегодня арт-рынок предлагает ряд проектов, в которых фигурируют небольшие интерактивы для аудитории: блиц-концерты — «вопрос-ответ» от посетителей ведущему, с модерацией — словесным дополнением музыкальной части от самих участников в режиме остроумного и интеллектуального стендапа, концерты-лекции, где, как правило, помимо маститых исполнителей, приглашается опытный музыковед, который становится гидом на пространствах истории музыки.

Плюс подобных форматов в том, что они способны вас подготовить «здесь и сейчас»: аудитории обрисовывается историческое время создания произведений и жизни композиторов, обстоятельства, в которых писалась их музыка, роль и контекст жизни авторов относительно деятелей других сфер культуры.

Подобный гибкий тип просвещения не требует от вас сиюминутных результатов, вы пропускаете через себя информацию, сопоставляете с собственными знаниями из различных сфер и часто увязываете полученные «словесные экскурсы» с другими видами искусства. Это совершенно естественный и правильный процесс, который позволяет создать платформу необходимых знаний, настроить свое внимание, слух, привести ваши мысли в необходимый порядок.

Таким образом, вы и сами не заметите, что ваше интуитивное прослушивание музыки постепенно превращается в более осознанный опыт, постепенно вы научитесь не просто наслаждаться прекрасным, руководствуясь критериями «нравится-не нравится», но и анализировать детали, нюансы, полутона. После чего, вам наверняка удастся оценивать не только качество самой музыки, но ощущать различие интерпретации того или иного музыканта.

Таким образом, в подобных форматах вы будто обретаете уверенность и почву под ногами для того, чтобы наконец-то себя отпустить: перестать пугаться и убеждать себя в том, что вы якобы не способны чего-то понять.

Также у меня есть убеждение, что вопросом «Как научиться воспринимать академическую музыку?», в известной степени, должны задаваться сами музыканты.

Абсолютно каждый из артистов способен сделать свой вклад в развитие культуры не только своим исполнительством, но и минимальной просветительской активностью. Каждый из них может предложить своему кругу друзей посещать музыкальные вечера и концерты.

Причём, мне кажется, наиболее эффективно не ограничиваться приглашениями только на собственные концерты, но и на выступления своих коллег. Это замечательная возможность провести совместный дружеский досуг, при необходимости пояснить все нюансы и ответить на все вопросы, если таковые будут возникать во время исполнения программы.

А если я хочу развить не эрудицию, а собственные ощущения?

Существует ещё один лайфхак подготовки себя к конкретной музыкальной программе. Однажды этим «рецептом счастья» поделился мой друг, который не был в восторге от форматов концертов-лекций: будучи невероятно образованным человеком, он немало знал о музыке, читал о композиторах, самостоятельно изучал основные стили и направления. Он хотел научиться воспринимать музыку на каком-то новом для себя уровне, задался целью пополнить ряды заядлых меломанов. Уровень «считывать и чувствовать», как выяснилось, тоже вполне досягаем для любого желающего.

Афиши концертов академической музыки, как правило, заявлены заранее: известны имена артистов, исполняемые программы с точным указанием произведений и авторов. За несколько дней до очередного концерта, который собирался посетить мой друг (кстати говоря, речь идет о I вечере камерной музыки проекта Лофт Филармония 23 сентября 2016 года) он приступил к «подготовке».

В программе были заявлены камерные сочинения: Соната для скрипки и фортепиано ор. 134 Дмитрия Шостаковича и Первая соната для скрипки и фортепиано ор .78 Йоганнеса Брамса. Приходя с работы, два вечера подряд он включал исключительно эти произведения в известных исполнениях на YouTube. Первый вечер был непростым по его ощущениям — по факту всего час музыки был более или менее ясен ему только наполовину: соната Брамса оказалась проще для восприятия, в отличие от сонаты Шостаковича, что совершенно логично.

Проанализировав ощущения от той же музыки во второй вечер, он констатировал, что стал узнавать отдельные фрагменты, мелодии, мотивы. А Шостакович поддавался уже лучше и не казался сумбуром в соседстве с Брамсом. Третий раз в его жизни эта программа уже звучала на авансцене проекта.

После окончания перформанса он был окрылён, ведь эта музыка за пару предыдущих дней для него самого стала почти родной! Благодаря подобной «домашней заготовке» мой друг был способен как бы уже предугадывать динамическое развитие, сознание автоматически структурировало музыкальную ткань, мозг и слух были способны уловить разницу настроений и концептуальную смысловую нагрузку целого. Это была победа!

Прекрасно осознавать, что такой нехитрый навык способен помочь открыть заново академическую музыку как в стенах Лофта, так и за его пределами. Попробуйте и вы, ведь это действительно работает позитивно.

Как понять, что произведение — «моё»?

Музыка — это язык, а значит имеет систему знаков и обозначений, она поддается анализу, у неё есть цели и задачи. Каждое из направлений и стилей академической музыки — это диалект того самого «языка»: сохраняя магистральные музыкальные принципы, каждое из них привносит что-то свое.

Это могут быть определённые технические приёмы игры, новаторские гармонические комбинации, нестандартные инструментальные сочетания, сложные ритмы и динамические изыски. Это может быть всё что угодно, собственно, именно поэтому каждый из великих композиторов не терпит сравнения. Но вы можете выбирать лично для себя то, что вам понятнее и ближе, это дело вкуса и настроения.

О том, как понимать и любить классическую музыку, нам рассказала Алиса Куприёва, основатель проекта Лофт Филармония.

Источник: zilcc.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама