Алябьев Александр Александрович

В историю русского музыкального искусства Александр Александрович Алябьев вошел в первую очередь как автор популярнейшего романса «Соловей» — подлинного шедевра вокальной лирики первой половины ХIХ века.

«Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!», — признавался Петр Ильич Чайковский. Музыка, способная исторгнуть слезы у гениального творца «Евгения Онегина», была написана Алябьевым в один из самых горьких периодов его жизни.

Композитор прожил жизнь трагическую, полную унижений, изгнаний и скитаний, от которых его не могла избавить даже принадлежность к дворянскому сословию.

Детство Александра Александровича было безоблачным. Он родился в 1787 году в богатой и просвещенной семье губернатора Тобольска Александра Васильевича Алябьева, получил блестящее домашнее образование. Юный Алябьев начал серьезно заниматься музыкой. Его учителем был педагог и композитор Иоганн Генрих Миллер.

Отечественная война 1812 года застает Александра в Москве. Он добровольно уходит на войну и служит вместе с легендарным Денисом Давыдовым. Они близко сходятся, их отношения перерастают в дружбу. Охваченный патриотическими чувствами, романтикой военных маршей, Алябьев сражается в партизанском отряде своего друга.

В архивах хранится документ о получении им чина полковника за взятие 25 мая 1812 года в плен адьютанта маршала Бертье. За боевые заслуги Алябьев награжден орденом Анны 3-й степени, Владимира 4-й степени, медалью в честь войны 1812 года.

С 1821 года композитор живет в Петербурге, становится членом артистического кружка, который составили: литераторы Николай Иванович Гнедич, Иван Андреевич Крылов, Александр Александрович Бестужев, композитор Алексей Николаевич Верстовский, драматург Александр Александрович Шаховской.

В 1825 году композитов выходит в отставку и поселяется в Москве. Среди его знакомых – декабрист Алексей Алексеевич Тучков, семья Майковых, Александр Сергеевич Грибоедов. Крепнет профессиональное мастерство композитора. Восторженный успех сопровождают его оперы и водевили, которые ставят московские и петербургские театры.

К открытию Большого театра совместно с Алексеем Николаевичем Верстовским и Федором Ефимовичем Шольцем он пишет музыку пролога «Торжество муз».

И вдруг – крупная ссора за картами и вскоре скоропостижная смерть одного из ее участников. Алябьев безвинно осужден и сослан в Сибирь. По приговору суда композитора публично лишили дворянства, чинов и орденов. Только творчество спасало его от отчаяния. Вероятно, именно в тюрьме им был создан знаменитый романс «Соловей».

В 1832-1833 годах композитор жил на Кавказе, в 1833-1834 годах – в Оренбурге. После ссылки временно поселился в селении Рязанцы Богородского уезда. Здесь свершилось радостное событие в жизни Александра Александровича: он сочетался браком с Екатериной Александровной Офросимовой (урожд. Римской-Корсаковой).

В 1843 году Николай I разрешил наконец Алябьеву «жительствовать в Москве в доме жены на Новинском бульваре, под присмотром полиции, но с тем, чтобы он не показывался публике». Бывший гусар вынужден был вести замкнутый образ жизни. Все его попытки восстановить дворянское звание закончились неудачей. Здоровье ухудшалось, меркло зрение, нестерпимо болела нога, денег не хватало, хворала жена…

До конца своих дней Алябьев не переставал сочинять. Он умер 22 февраля 1851 года в Москве и похоронен в Симоновском монастыре в фамильном склепе.

Александра Александровича Алябьева по праву называют мастером русского романса. Его романсы были необыкновенно популярны, они звучали во многих русских домах. В творческом наследии композитора есть произведения, которые вознесли его на вершину музыкального олимпа. Это романсы «Соловей» на стихи Антона Антоновича Дельвига, «Вечерний звон» на стихи Ивана Ивановича Козловского, «Я вас любил» на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

«Соловей» — один из любимых и наиболее известных романсов композитора. Все в нем скромно и просто. Пленительная, мягкая, задумчивая мелодия романса захватывает и покоряет своей красотой.

Во время сибирской ссылки и последующие годы изгнания композитор создает романсы, пронизанные чувством разочарования и безысходной тоски («Иртыш», «Зимняя дорога», «Два ворона», «Узник», «Гроб»).

Композитор работал в различных музыкальных жанрах, он является автором опер «Буря», «Волшебная ночь». «Рыбак и русалка», «Лунная ночь, или Домовые» и других. Он был автором и одного из вариантов гимна «Боже, царя храни». Всего им написано более 450 произведений.

Имя Александра Александровича Алябьева тесно связано с историей Клинского края. В последние годы своей жизни он жил и работал на клинской земле, в сельце Василево и деревне Павельцево, принадлежавших его супруге Екатерине Александровне Офросимовой. Сельцо Василево и деревня Павельцево расположены на правом берегу р. Ламы (ныне Конаковский р-н Тверской области).

Среди тишины и лесных и луговых просторов композитору прекрасно работалось. Здесь сочиняются хоровые произведения и камерно-инструментальная музыка. Летом и осенью 1846 года на Клинской земле создается струнный квартет, романс, пьеса для трубы с фортепиано, завершается цыганская песня «Кончен, кончен дальний путь, вижу край родимый».

Летом 1849 года в клинском имении рождается романс «К ней» («Я помню вечер незабвенный»), посвященный любимой жене.

В Василеве и Павельцеве в композитору часто приезжал и подолгу жил декабрист, член Северного общества, Петр Александрович Муханов.
Деревня Павельцево у реки Лама существует и сегодня, а Василево осенью 1936 году перенесено в другие деревни в связи с затоплением – образованием акватории Иваньковского водохранилища. Усадьба Алябьевых не сохранилась, за исключением некоторых посадок, там продолжает расти старинная лиственница. Это памятное место, связанное с историей русской музыкальной культуры в настоящее время находится на территории Завидовского государственного заповедника.

Источник: www.biblio-klin.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама